Четверть века назад, 31 июля 1996 года, родился первый в Казахстане ребёнок «из пробирки». Бездетная семья юристов стала полноценной и счастливой благодаря доктору биологических наук, профессору, основателю и научному руководителю сети клиник «ЭКОМЕД» Салтанат Байкошкаровой, передает tan.kz, со ссылкой на МИА «Казинформ».
Это был первый в стране удачный перенос эмбриона, после которого у будущей счастливой мамы наступила долгожданная беременность. В результате этого научного прорыва родилась чудесная, здоровая девочка. Сейчас она живет и работает в Лондоне.
« Для меня этот день – день рождения первой «пробирочной» девочки – важный и особенный. До сих пор не могу вспоминать события четвертьвековой давности без слез. Это стало результатом моих многолетних поисков, метаний, борьбы и упорства. Так получилось, что вначале кроме моего супруга, в мою идею – развить в Казахстане с нуля новую науку репродуктологию и наладить работу лаборатории по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) – никто не верил. Зато было много желающих вставлять палки в колеса, из-за чего мы долго не могли получить лицензию на открытие клиники и вынуждены были доказывать, что старые методы лечения бесплодия (поездки в санатории, грязелечение, уколы антибиотиками, хождение по бабкам) давно канули в Лету «, — вспоминает Салтанат Байкошкарова.
«По фейковой информации – научными данными»
Основатель ЭКО в Казахстане, руководитель сети клиник по лечению бесплодия «Экомед» в представлении не нуждается. Салтанат Берденовна давно стала лицом узнаваемым и авторитетным. Благодаря ее совместному с единомышленниками труду, Казахстан стал в один уровень с теми странами, в которых репродуктология развита на самом высоком уровне. Свидетельством тому ее участие и членство в Европейской Ассоциации репродукции человека и эмбриологии, Американской Ассоциации репродуктивной медицины (ASRM). На международные научные конференции, которые раньше часто организовывались Казахстанской Ассоциацией Репродукции Человека, которую возглавляет Салтанат Байкошкарова, в столице Казахстана, приезжали всемирно известные светила в области репродуктологии.
Салтанат Байкошкарова уже 13 лет является членом Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК и очень гордится этим, так как назначена туда по Указу Президента. Она курирует вопросы репродуктивного здоровья, материнства и детства. Награждена Государственной наградой – Орденом «Құрмет», в 2017 году она вошла в список 100 лиц Казахстана, за Салтанат Байкошкарову свои голоса отдали более десяти тысяч человек.
Стараясь идти в ногу со временем и осознавая насколько казахстанкам, мечтающим прижать к груди собственного малыша, не хватает достоверной медицинской информации, Салтанат Байкошкарова стала вести свой блог в социальной сети Instagram. У нее свыше 60 тысяч подписчиков.
«При моей занятости очень сложно находить время на социальные сети. Но мой супруг Батыр Бекмусаев, у которого природный дар идеолога, организатора и тонкий подход к быстроменяющимся трендам, настоял, чтобы я начала вести собственную страницу. Поэтому часто выхожу в прямой эфир и комментирую те или иные методы лечения бесплодия, ежедневно рассказываю о новейших методиках, применяемых в репродуктологии. Это очень сложно и хлопотно, но я понимаю, что просветительская работа сегодня необходима, как никогда. Особенно, с учетом обилия мусорной информации, которая льется на наши головы из интернета и из уст псевдо коучей», — разъясняет она.
Стоит заметить, что Салтанат Байкошкарова не первый раз берется нести в массы правильную и достоверную информацию. Например, двадцать лет назад она неожиданно для себя оказалась приобщенной к журналистской среде. Прекрасно владея родным языком, хотя училась в русской школе и на русском отделении вуза, она всегда давала интервью по своей работе интервью на двух языках. И в начале 2000-х ее пригласили на «Хабар» — вести передачу «Бірінші байлық» про здоровье.
«В то время я только родила второго ребенка, была загружена работой и домом. Пришлось переквалифицироваться из кормящей мамы в телеведущую, перейти из роли серьезного доктора в теледивы. В итоге мне пришлось в 7 утра идти на работу, проводить операции, перекладывать полученные яйцеклетки в инкубаторы, эмбрионы в морозильные установки, и к 10 нестись на «Хабар». Потом я бежала кормить ребенка грудью и снова на работу. Так я стала почти журналистом и в этом есть, наверное, особая просветительская миссия, — признает научное светило.
«С верой в своего Президента»
Это сегодня дети, рожденные благодаря методу экстракорпорального оплодотворения, растут в каждом казахстанском дворе. И никого этим уже не удивишь. Все уже знают, что «пробирочные» малыши ничем не отличаются от тех, кто был зачат естественным способом. Специалистам-энтузиастам, благодаря которым метод ЭКО давно и прочно пришел в Казахстан, пришлось выдержать бурный натиск со всех сторон и доказывать, что открытие лабораторий и клиник по лечению бесплодия именно методом ЭКО – веление времени. Но этого не случилось бы, если бы Казахстан не стал независимой страной.
«Нам тогда было немногим больше тридцати лет и мы с удовольствием слушали нашего Первого Президента Нурсултана Назарбаева, который в каждом своем выступлении призывал нас идти в ногу со временем и без устали разъяснял суть происходивших перемен», — вспоминает Салтанат Байкошкарова.
Во многих странах, в том числе и в России, были и есть ученые, посвятившие ЭКО свою научную и медицинскую карьеру. «Отцом ЭКО» в СССР называют Бориса Леонова. Его заслуга в том, что с 1986 года Советский Союз стал страной, в которой репродуктивные технологии были внедрены наряду с европейскими странами. Но первым учителем Салтанат Байкошкаровой стал один из основоположников ЭКО в СССР, профессор Валерий Здановский.
Что касается нашей страны, то в Казахстане не было научных групп, исследовавших данную проблему, посвятивших ей бессонные дни и ночи, потому что после развала Советского Союза в девяностые годы прошлого столетия отечественная медицина лежала на боку.
«После обретения независимости, в стране происходили сложные социально-экономические процессы. Многие врачи уезжали на свои исторические родины. Я работала в алматинской консультации «Брак и семья». Тогда и поставила цель — развить в Казахстане репродуктологию, внедрить метод экстракорпорального оплодотворения», — говорит Салтанат Берденовна.
Естественно, на заре независимости было не до высоких технологий. Поэтому на нее специалисты реагировали неоднозначно. Победить ей помогла поддержка супруга. Батыр Бекмусаев, образно говоря, бросил свой прибыльный бизнес в топку научных идей жены.
Им тогда пришлось пережить настоящие приключения в стиле 90-х. Молодым энтузиастам долго не давали лицензию на лечение бесплодия методом ЭКО. После рождения в 1996 году первой казахстанской девочки «из пробирки» вокруг клиники «Экомед» развернулась настоящая война. Сразу несколько медицинских светил в сфере гинекологии пытались оспорить у нее право авторства.
«Я никогда не скрывала, что сама прошла через муки бесплодия. В первый раз я стала мамой через семь лет ожидания. Второй сын родился 15 лет спустя. А я с детства мечтала быть многодетной мамой, потому что выросла в многодетной семье. Но Бог так распорядился, что я родила только двоих сыновей. Поэтому, зная, что переживают в душе бесплодные пары, я сделала все для того, чтобы в Казахстане было как можно меньше бездетных семей, — говорит Салтанат Байкошкарова.
К слову, для Казахстана проблема бесплодия стоит очень остро, так как ежегодно порядка 20 тысяч пар оказываются в плену у бесплодия. Из них порядка 10 тысяч нуждаются во вспомогательных репродуктивных технологиях — то есть в экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), которое применяется в тех случаях, когда другими методами уже невозможно достичь беременности.
В целом частота бесплодного брака в Казахстане составляет 15 процентов. ВОЗ такой уровень считает государственной проблемой, потому что это влияет на демографические показатели населения.
В Алмате мужчина зарезал свою жену прямо на рабочем месте, передает tan.kz со ссылкой на Sputnik.kz.
Полицейские Алматы начали досудебное расследование в отношении алматинца, который совершил убийство супруги в одном из магазинов города. Женщина получила множественные ножевые ранения, в результате чего скончалась
Убийство было совершено накануне в одном из супермаркетов Наурызбайского района Алматы.
Посетители, обнаружившие окровавленную женщину, вызвали полицию. Как удалось выяснить, супруги с утра ругались по телефону. Мужчина пришел выяснять отношения, – сообщили в пресс-службе департамента полиции Алматы.
Детали произошедшего будут установлены стражами порядка в процессе следствия. Пока же известно лишь то, что женщине супруг нанес множественные ножевые ранения, в результате которых она скончалась.
Также при опросе знакомых и коллег убитой было установлено, что ссоры между супругами происходили достаточно часто. Дело в том, что последние несколько месяцев они находились в процессе развода.
Сам задержанный своей вины не отрицает, он дал признательные показания уже на первых допросах.
По завершению расследования дело будет передано в суд. По статье 99 Уголовного кодекса Республики Казахстан “Убийство” мужчине грозит наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Эксперты считают, что с исполнением поручений президента могут возникнуть сложности.
Смогут ли банки списывать долги заёмщиков по кредитам, как это поручил сделать президент? На заседании Национального совета общественного доверия Касым-Жомарт Токаев сказал, что нужно принять меры по совершенствованию залоговой политики банков и регулированию оценочной деятельности.
«Необходимо принять взвешенные меры для поддержки заёмщиков без ущерба финансовому сектору. Требуется обеспечить гибкость залоговой политики банков второго уровня и усилить регулирование оценочной деятельности. Заёмщику должно быть предоставлено право самостоятельной реализации залогового имущества в течение трёх месяцев до применения мер принудительного взыскания и дополнительно трёх месяцев в рамках исполнительного производства», – предложил президент.
При этом, по его мнению, нужно ограничить наложение взыскания на залоговое имущество, если размер просроченной задолженности составляет менее 15% от его оценочной стоимости, а период просрочки не превышает шести месяцев. В случае, если реализованное имущество заёмщика не покрывает сумму основного долга, оставшаяся задолженность должна списываться, но только при условии, что у должника нет иного имущества и его доход не превышает двукратного размера МЗП.
«Поручение президента своевременное, правильное. Однако оно не готово к исполнению в ближайшие месяц-два, пока банки не обсудят это с регулятором», – считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.
Эксперт отмечает, что сегодня есть много вопросов к оценочным компаниям, которые считаются независимыми, однако в реальности могут представлять интересы и лоббировать конкретных частных кредиторов или заёмщиков.
«Как таковая оценка у нас не возведена в ранг солидного ремесла и искусства. Поэтому из-за часто меняющихся экономических вводных у нас много вопросов к оценке. Поэтому поручение президента правильное», – сказал он.
«Проблема в том, что здесь нет деталей. И я так понимаю, что банкам теперь поручили вырабатывать детали, отрабатывать их с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Потому что за всё, что банк списывает, он должен будет налог платить, он должен будет создавать провизии. И любые такие списания ударят по балансам банков. И это уже, скорее, даже не банки будут готовы делать, а должны совместно с финнадзором обсуждать.
Поэтому, скорее всего, если эта мера внедрится именно в том виде, в каком её описал президент, банки будут более осторожны в выдаче кредитов, банки будут выдавать меньше, требовать больше документов и так далее.
То есть вопросов возникло много, вопросы возникли у всех. Нужна большая встреча, банковская и АРРФР, чтобы обсудить все эти условия и как это поручение выполнить. Потому что если банки выполнят, не задумываясь, как поручил президент, у них возникнут штрафы, налоги и у них возникнет много дополнительных провизий», – считает Рысмамбетов.
Экономист ОразалыСабден уверен, что такой шаг оправдан при условии, что будет решён вопрос о том, за чей счёт будет происходить списание задолженности.
«В данном случае должно быть так: государство должно вмешиваться. Конечно, это плохо для банков. Руководитель банка думает о своей банковской системе. А государство имеет право, ведь государство сегодня финансирует банковскую систему, проекты какие-то реализует через банки, из Нацфонда деньги выделяет. И для банков это хорошо. Поэтому если будет государственная поддержка, если государство находит механизм погашения, банки могут идти на такой шаг», – объяснил он.
Вместе с тем Сабден считает, что одного шага недостаточно. Предложенные меры являются точечными, тогда как уже пришло время для системных реформ.
«Всегда у нас власть хвалила нашу банковскую систему, даже во времена кризиса. Но туда вмешались олигархи, власть имущие, и единая политика банковской системы в Казахстане разрушилась. Каждый что хотел, то и делал. Когда нет системы, когда закон не срабатывает, тогда и бардак. И отдельными решениями такой бардак невозможно решить. Поэтому нужна полная, коренная реформа всей банковской системы. Начиная от главного, Национального банка, до банков второго уровня. Нужно менять все законы, внести серьёзные изменения. Только тогда будет результат.
То, о чём сейчас говорит президент, – это правильно, но это частичные меры, это точечное, временное решение, оно не спасёт ситуацию. Надо смотреть глубже, полностью надо реформировать финансовую систему», – подчеркнул Оразалы Сабден.
Напомним, в сентябре в Алматы произошла трагедия, когда банковский должник открыл стрельбу по людям, прибывшим исполнять решение суда о выселении. В результате инцидента было убито пять человек: двое полицейских и судоисполнитель, а также новый хозяин дома и свидетель-понятой.
tan.kz — Казахстанец организовал сеть по распространению наркотиков в нескольких городах, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В пресс-службе Департамента полиции на транспорте рассказали, что организатор преступной группы начал свою работу в Петропавловске. После переезда в Павлодар он решил вывести наркоторговлю на более масштабный уровень.
«Создал интернет-магазин, стал собирать команду единомышленников, рассылая на интернет-просторах анонимные объявления о высокооплачиваемой работе. Разработал маркетинг, искал возможности расширить свое участие в сбыте наркотиков и в других городах — Экибастузе, Семее и Нур-Султане. Сформировал устойчивую преступную группу, занимавшуюся перевозкой и сбытом наркотиков.
Каждый выполнял свои задачи: перевозка крупных партий наркотиков, расфасовка и закладка «синтетики», администрирование интернет-магазина и реклама запрещенных веществ. Организатор взял на себя функции координации работы «персонала», выбора безопасных маршрутов для перевозки наркотиков и районов их закладки», — сообщили в ведомстве.
Выяснилось, что за время работы магазина практически все члены ОПГ пристрастились к наркотикам.
«Деятельность ОПГ была пресечена в начале 2021 года, когда на вокзале Семея был задержан перевозчик наркотиков, у которого изъято 350 грамм «Альфа PVP». Он дал признательные показания и рассказал, что после закладки наркотиков в Семее он с этой же целью должен был ехать в Павлодар и Экибастуз», — добавили в полиции.
Сообщается, что в ходе разработки преступных связей задержанного оперативники вышли на остальных членов наркогруппы. Преступники не заподозрили, что находятся под наблюдением, и не смогли уничтожить вещественные доказательства.
«Всего изъято около 600 граммов синтетических наркотиков, расфасованных по разовым дозам. Мобильные телефоны, ноутбуки, в которых обнаружена вся история создания организованной преступной группы, подбора персонала, содержалось досье на каждого сотрудника, а также анализ работоспособности каждого из них, электронные кошельки и денежные переводы, а главное, была остановлена автоматизированная продажа закладок посредством чат-ботов. Ликвидировано 47 закладок в Семее и Павлодаре», — заключили в полиции.
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Павлодарской области вынес приговор в отношении членов преступной группы.
«Члены ОПГ приговорены к длительным срокам лишения свободы. Лидер и организатор осужден на 18 лет лишения свободы по статьям 262, части 1 УК «Cоздание организованной преступной группы» и 297, части 4 УК «Незаконный сбыт наркотиков, совершенный в группе».
Два члена ОПГ приговорены судом к 16 годам лишения свободы. Один из преступников осужден на 9 лет лишения свободы. Здесь судом были учтены его раскаяние и оказание активного содействия при раскрытии и расследовании преступлений», — говорится в сообщении.
Отмечается, что наказание они будут отбывать в учреждениях максимальной безопасности.