Прогноз от фермеров: весной 2022 года килограмм говядины в Казахстане будет стоить 3 500-4 000 тенге.
Уже весной следующего года мясо станет дороже вдвое. Таким прогнозом с порталом Orda.kz поделились производители мясной продукции. Крестьяне жалуются на нехватку и дороговизну кормов и готовы пустить под нож даже маточное поголовье. Экономисты поясняют — засуха оголила проблемы мясной отрасли.
Сегодня плачет фермер, а завтра – потребитель!
Маточное поголовье скота хотят пустить под нож. Фермеры вынуждены сделать это из-за резко подорожавших кормов, заявляет гендиректор компании «Алтын Бага» Айдар Нигметов. Он возглавляет крупное хозяйство полного цикла — от выращивания кормов до изготовления мясных полуфабрикатов. И пока его предприятию ничего не грозит, но мелкие хозяйства, предполагает Нигметов, уже на грани банкротства. В Атырауской и Мангистауской областях тюк сена, стоивший семь тысяч тенге, теперь уходит за 14 тысяч. По данным Мясного союза Казахстана, цены выросли на 70%. Кроме высоких цен, присутствует ещё и банальный страх не пережить зиму.
— Сегодня уже от наших партнёров поступают тревожные звонки. Можем ли мы купить не только молодых, но и зрелых животных и так далее. Другими словами, маточное поголовье фермеры хотят вырезать. Так оценивают свои силы и корма, что на зиму зайти не смогут, — говорит Айдар Нигметов.
Он предупреждает сразу о нескольких последствиях: сначала цены на мясо пойдут вниз. Это произойдет осенью. Потребители этого, скорее всего, и не заметят.
— Выиграют только посредники на базарах, которые стоят между фермерами и рынком. Для нашего покупателя цена не просядет соразмерно общему падению, – сетует исполнительный директор Мясного союза Аскар Жубатыров.
После того, как большое количество животных будет уничтожено, мяса станет меньше. Возможно, его даже будет не хватать, и тогда цены пойдут резко вверх. Произойдёт это зимой.
— Уже с февраля-марта 2022 года произойдёт резкое снижение поголовья. Цена начнёт расти и, ориентировочно, с марта по июнь будет варьироваться от 3 500 до 4 000 тенге за килограмм говядины, — прогнозирует Нигметов.
Всему причина — засуха?
Уже весной, а кому-то ещё раньше стало понятно, что малоснежная зима приведёт к дефициту влаги в почве и к засухе. Засушливое лето подтвердило опасения. В большинстве регионов страны выгорели так и не успевшие набрать сок и силу корма. В результате мы видим падёж скота в наиболее пострадавших регионах. Однако эксперты возлагают вину не только на засуху.
— Сегодня пострадавшие – это прежде всего Мангыстауская и Кызылординская области. Говорить о масштабности беды по всему Казахстану нельзя. У нас около восьми млн крупного рогатого скота и три млн лошадей. На этом фоне две тысячи погибшего поголовья не является столь значительным. Само количество в масштабах республики — в пределах нормы, — считает исполнительной директор Мясного союза Казахстана Жубатыров.
Но засуха обнажила проблемы мясной отрасли. На стоимость кормов, кроме природы, повлияли подскочившие цены на ГСМ. А ещё из-за особенностей отечественного утильсбора, который отдали монопольной компании, на целых 40-50% выросли цены на запчасти для фермерской техники.
Третья причина старая и привычная: недоступность, ну или труднодоступность кредитов для фермеров. Сельское хозяйство — занятие дорогое. И у крестьянских хозяйств нет дополнительных денег, чтобы заготовить корма на полтора года вперёд, как это принято в странах с развитым животноводством. Ну и сами фермеры порой живут одним днём, надеясь на благословение погоды.
— Всё это время 90% животноводов надеялись просто на пастбища, на дожди. Хотя поддержки от государства и таких госинститутов, как Казагро, было достаточно. Поливные пастбища, рытье колодцев, установка скважин — все это субсидировалось, но люди не пользовались, — сетует директор по развитию бизнеса компании «Оптоград» Алмат Берденов.
Что делать?
В 2022 году эксперты и практики обещают спад животноводческой, прежде всего, мясной продукции. Но проблемы этого сектора, предупреждают специалисты, плюс нехватка и дороговизна кормов, потянут за собой также «молочку» и птицеводство. Ждать беды не стоит, надо готовиться. Вот что предлагает предприниматель-аграрий Нигметов: давать отсрочку по кредитам на год-два, договориться с зерновыми компаниями о транспортировке соломы, чтобы, когда начнётся уборка зерна, они могли прессовать в рулоны солому, которая позволит продержаться зимой. Это пожарные меры, если же хотим сохранить сельское хозяйство в долгую, надо восстанавливать лиманные орошения и заливные луга, гарантировать сенокос и заготовку кормов, переходить на дождевальное орошение в зонах риска.
Ну и земледельцы, как и все, имеют право на страховку от несчастных случаев и форс-мажоров, а засуха – это и то, и другое.