С учетом пандемии страны Центральной Азии ждет борьба форматов между США, Евросоюзом, Россией, Турцией и Китаем, считает сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» (Кыргызская Республика) Игорь Шестаков.
«Формат 5+1 сегодня есть у США. Есть такой же формат у России и Европейского Союза. Есть формат мягкой силы у Турции, но как только Китай активнее выйдет со своими проектами в Центрально — азиатский регион, то равных ему не будет. Он обгонит всех в гонке мягких сил», — сказал г-н Шестаков, выступая в рамках очередного заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Центральная Азия после 2021 года: вызовы и возможности», передает inbusiness.kz.
Отмечая большие возможности Китая, эксперт, тем не менее, уделил особое внимание присутствию Турции в Центральной Азии на примере Кыргызстана.
«Так, в нашей республике Турция на много лет опередила в образовательных проектах Россию, которая себя позиционирует как страна, способная продвигать современные форматы образования. Это можно увидеть, обнаружив популярность у молодежи турецких университетов и колледжей. Россия не имеет столько школ и колледжей в нашей стране, есть лишь несколько учебных заведений», — отметил кыргызский эксперт.
По его словам, университет «Манас» в Бишкеке – это современный турецкий комплекс, отвечающий всем международным стандартам, а вот Кыргызско-Российский славянский университет находится в полуразрушенном состоянии. Тот же филиал МГУ в Кыргызстане намерены были открыть еще лет восемь назад и до сих пор не открыли. Виден комплексный стратегический подход Турции к вопросам мягкой силы.
«Хотя не могу сказать, что российское образование непопулярно и не востребовано. Но здесь Турция переигрывает Россию», — заметил г-н Шестаков.
Он напомнил, что конфликт на границе Кыргызстана и Таджикистана показал, что Турция моментально отреагировала и выделила материальную и финансовую помощь на восстановление разрушенных домов.
В результате конфликта в Кыргызстане появились сотни беженцев, чьи дома были уничтожены. Турция в течение нескольких дней решила вопрос о выделении крупной финансовой помощи для восстановления населенных пунктов Баткентской области. В это время Россия была занята выяснением процедур в рамках ОДКБ: какие должны быть полномочия, как договариваться и т.д. Россия отреагировала, но позднее.
«Поэтому Турция – это страна, которая уже начала формировать центральноазиатскую повестку дня. Возможно, в плане финансовых возможностей она уступает России. Но вопрос не в том, у кого какие бюджеты и кто может больше выделить, а еще и в том, есть ли стратегия и насколько средства хорошо используются», — резюмировал г-н Шестаков.