Северный Казахстан за 10 лет покинуло 300 тысяч человек.
Такая численность сопоставима с населением среднего постсоветского областного центра, заявил старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право» Алматы Менеджмент Университет («AlmaU») Александр Губерт, передает tan.kz, со ссылкой на inbusiness.kz.
Г-н Губерт, почему люди уезжают с насиженных мест в поисках работы, лучших условий жизни? Все это напоминает поиски некой «птицы счастья», хотя порой «истина где- то рядом»…
— Почему люди уезжают? Они это делают не только из-за того, что стремятся к интересной жизни, разнообразию перспектив и большему заработку. Просто там, откуда они приехали, в принципе стало нельзя выживать. И такие процессы происходят не только у нас, но и в соседних государствах.
Вернемся к временам Советского Союза, на опыт которого часто ссылаются, в процессе социально-экономического развития того или иного региона всегда или почти всегда осуществлялся комплексный подход. Допустим, если было открыто месторождение полезных ископаемых и надо было строить комбинат, то целый госплан, министерства, институты работали над планами.
Понятно, что на заводах и комбинатах нужна была суровая мужская сила, но одновременно на местах создавались образовательные учреждения (ПТУ, техникумы, вузы), строились трикотажные фабрики, куда могли устроиться жены рабочих и т.д. Такого подхода сегодня мы не наблюдаем.
К сожалению, развитие территорий расценивается с точки зрения выгоды или не оценивается вообще. Бесперспективно? Надо закрывать. Тогда появляется переток внутренних мигрантов в крупные города – Алматы, Нур-Султан, Шымкент, на запад Казахстана, где добывают нефть и газ. В результате возникает большой комплекс проблем у руководства этих городов и регионов.
— Но люди передвигаются не только внутри Казахстана, а уезжают за пределы страны…
— Тут надо рассмотреть перспективы развития рынка труда всего ЕАЭС. И здесь большую роль здесь играет Россия, и эта роль будет с годами усиливаться.
— Почему Россия?
Потому что страна делает серьезные шаги для развития своих регионов: Дальнего Востока, Сибири и т.д. Такие люди, как министр обороны Сергей Шойгу, предложивший строительство новых городов, лишними словами не бросаются. В России строятся верфи, заводы, осваиваются месторождения газа. Все это делать непросто, надо пробираться через большие проблемы. Но развитие территорий идет, соответственно, нужны рабочие руки, как бы ни популяризовалась удаленная работа, автоматизация производства и т.д.
Некоторые эксперты говорят о том, что в России должно жить порядка 150-170 млн человек. Если будет меньше, значит, территория такого большого государства не может быть освоена и защищена от различных рисков и угроз. То же самое касается и Казахстана, по площади занимающего 9-е место в мире. Здесь большие диспропорции в развитии регионов. Северный Казахстан за 10 лет покинуло 300 тысяч человек. Такая численность сопоставима с населением среднего постсоветского областного центра. Поэтому на первом плане должна быть взвешенная социально-экономическая политика, которая положительно влияет на демографию, миграционные процессы.
— Есть некоторые эксперты, которые рассуждают о том, что у элит, власть имущих, якобы, есть мечта об уменьшении населения. Мол, гораздо проще привезти бригаду гастарбайтеров, которые будут работать на месторождениях, не требовать льгот и решения социальных вопросов, за них не надо будет нести повышенную ответственность. Что Вы скажете на этот счет?
— Надо понимать, что территория без местного населения подвержена рискам, в первую очередь внешним. И что бы ни говорили о международном сотрудничестве, международном праве, мы прекрасно понимаем, что мир как жил в условиях конкуренции, войн, экономического давления, так и продолжает жить. Нынешние события в Афганистане это еще раз подтверждают.