В России, а именно в Самарской области, есть аул Казахский. Там всего около ста дворов и только одна улица — Казахская. Как говорят с гордостью сами сельчане, многие казахские обычаи здесь сохранились в первозданном виде. О том, как живет аул Казахский сегодня, корреспонденту tengrinews.kz рассказали его жители, передает об этом tan.kz.
Стоп-кадр: Канат Давлетов
Один из наших собеседников — Ерик Изгалиев. Он живет в Самаре. Аул Казахский, который находится в 40 километрах от города, называет своей родной деревней, так как его мама отсюда и с этим местом у него связано много детских воспоминаний. В городе он работает фотографом и учится в магистратуре на нефтяном факультете.
«Мы любим приезжать в это село, потому что оно маленькое, здесь чистая вода, свежий воздух, машин особо нет, сыну есть где разгуляться, а я люблю общаться с друзьями».
Фото: архив Ерика Изгалиева
«В ауле живет очень много казахов, они все дружные, веселые. Там есть ансамбль «Еркемай», им руководит моя тетя Ахзиба Джумаева. Мне кажется, что каждый ребенок, который жил здесь или приезжал сюда на лето, ходил в этот ансамбль, танцевал, пел, участвовал в каких-нибудь театральных постановках. Я больше танцевал».
Фото: архив Ерика Изгалиева
Одно из самых популярных мест в ауле — кафе под названием «Россия». Туда съезжаются казахи со всей области, чтобы отметить там какое-нибудь событие. Еще одна достопримечательность — это единственный в своем роде в области музей-юрта «Мурагер». Его подарил аулу президент казахского центра «Акжол». В этой юрте собраны предметы интерьера, посуда, есть экспонаты из Уральска, Алматы, Нур-Султана и Туркестана. В 2000-х здесь построили мечеть.
Фото: Канат Давлетов
«Мои коллеги отмечают, что здешние казахи — очень гостеприимный народ и даже если у них много гостей, всегда впустят в дом, накормят и напоят», — рассказывает Ерик.
— А отличия между самарскими казахами и казахстанскими есть?
— Да, я их наглядно вижу. Например, на свадьбах и юбилеях здесь отрываются по полной, а в Атырау (Ерик родом из Атырау — прим. автора) все проходит более спокойно, культурно. А еще российские казахи немного пунктуальнее.
Фото: архив Ерика Изгалиева
Расскажем немного об истории аула. В материалах, которые нам предоставила его жительница Ахзиба Джумаева, указано, что казахские семьи отправлялись в разные регионы Самарского края в 30-е годы прошлого века, спасаясь от голода и репрессий. В основном они ехали из Западно-Казахстанской и Атырауской областей.
Аул Казахский образовался в 1935 году на месте цыганского колхоза на берегу реки Запрудка. Поскольку цыгане на одном месте сидеть не любят, а колхоз нужно было как-то сохранить, туда и поселили казахов. Но название свое он получил не сразу. Поначалу это место называлось Сталинско-Дром, потом третьим отделением колхоза имени Шевченко и только в 80-х годах его официально назвали аул Казахский.
Фото: архив Ерика Изгалиева
Первая школа открылась здесь в послевоенные годы. Она располагалась в частном саманном доме. Старожилы говорят, что там не было парт и ученики сидели прямо на полу. Чуть позже в ауле был построен первый деревянный дом, где открыли школу с более комфортными условиями. Вот что пишут в материалах:
«Девочки тех лет учились всего по два-три года, потом бросали, считая, что учеба им ни к чему, куда важнее выйти замуж за достойного человека».
Первые годы сельчане ютились в низеньких сырых землянках с маленькими окошками. Сегодня о них все еще напоминают небольшие холмики. А уже в 60-е годы жители аула переселились в просторные деревянные дома, и в округе появился свой клуб, медпункт и магазин.
«В конце 80-х началось активное строительство коттеджных домов, их выдавали работникам колхоза, — рассказывает еще один наш герой Канат Давлетов. — Сейчас здесь в основном современные кирпичные дома со всеми коммуникациями».
Стоп-кадр: Канат Давлетов
Раньше люди работали на фермах, складах, в кузнице и конюшне.
В настоящее время сельчане продолжают заниматься скотоводством.
«Местные работают в городе или в ближайшем селе Богдановка. Продают молоко, мясо, некоторые держат магазины, некоторые подсобным хозяйством занимаются. Молодежь в основном вся в Самаре, поступает там в университеты, но на выходные приезжает,» — говорит Канат.
Сам он работает видеографом в городе. Его прадед был переселен в аул в 30-х годах. По воспоминаниям Каната, аул его детства — это полуразбитая дорога и постоянно гуляющий скот по улице. Сейчас, говорит наш герой, такого нет: и дорога хорошая, и скот на пастбище пасется, но те памятные моменты — самые теплые в его жизни.
Фото: Канат Давлетов
В селе проживает около 300-400 человек. 90 процентов — это казахи, но есть несколько семей русских, это те, кто в свое время туда переехал, купив там участок или домик под дачу.
Фото: Канат Давлетов
В ауле нет национальной школы, и казахский язык здесь не преподавался со дня основания села. Но работа по сохранению традиций народа ведется. Это и факультативные занятия в начальной школе, и работа со стороны сотрудников дома культуры. А еще свои знания передает старшее поколение.
«Старшее поколение говорит на казахском языке. Мы, поколение 90-х, полностью его понимаем, но говорим больше на русском, так как учимся в русских школах и университетах. А уже наши дети и вовсе не понимают его. Конечно, это большой минус. У меня есть цель подтянуть свой казахский, — говорит Канат. — На мой взгляд, отличие между тем, как говорят в Казахстане, и тем, как говорят здесь, есть. В Казахстане быстро говорят, а у наших слова произносятся более раздельно, что ли, размеренно».
Фото: архив Ерика Изгалиева
В ауле очень крепки национальные традиции. Свадьбы здесь отмечают, соблюдая все казахские обычаи: шашу, беташар, келин-шай, калын-мал. Когда в селе рождается малыш, жители проводят: суюнши, бесiкке салу, ит койлек, шiлдехана. Стариков одних оставлять тут не принято, младший сын остается жить со своими родителями.
Фото: Канат Давлетов
Еще аул знаменит на всю область тем, что ежегодно тут 14 марта отмечают Камал-айт (или Амал).
«В этот день наши дастарханы ломятся от угощений. С утра все здороваются друг с другом за руку, желают всех благ и угощают гостей баурсаками, шелпеками, конфетами. И обязательно молодые люди навещают стариков. А ближе к обеду все сходятся в сельском доме культуры, чтобы пообщаться, посмотреть праздничный концерт и спортивные соревнования», — говорится в материалах, предоставленных Ахзибой Джумаевой.
У местных казахов сохранился обычай поминать умерших по пятницам. Каждую пятницу они пекут баурсаки, шелпеки. Также в ауле проводят садака. Традиции соблюдают не только старики, но и молодежь.
Фото: Канат Давлетов
Сама Самарская область, как нам рассказали, насчитывает 157 национальностей. Самарские казахи — это этническая группа. В регионе их около 15 тысяч. Чтобы получше узнавать друг друга, до пандемии они проводили совместные мероприятия «Землячества».
Фото: архив Ерика Изгалиева
Мы спросили у ребят, о чем они сегодня думают, к чему стремятся.
«Я сейчас, помимо свадеб и юбилеев, работаю еще на казанскую компанию, она занимается интерактивными фотографиями, то есть это когда наводишь камеру на фотографию и она якобы оживает. Хотелось бы в будущем переехать в Казань либо Санкт-Петербург, — рассказывает Ерик. — В Москву ни в коем случае не хочу, потому что там ситуация сейчас сложная и город большой, я люблю периодически выезжать за город отдохнуть, а в Москве, если ты выезжаешь из города, то через два часа ты все еще будешь в Москве».
Фото: архив Ерика Изгалиева
«Я стремлюсь запечатлеть как можно больше ярких моментов в жизни людей, есть в планах снять ролик о родном ауле, — говорит Канат. — Хочется съездить в Казахстан. Постоянно смотрю обзоры казахстанских городов в ютубе. Я был в Уральске, Актобе, Шымкенте, Туркестане, очень понравилось. Но ощущение, что я в гостях, оно присутствовало, и домой, на родину, все-таки меня тянуло. Не зря ведь говорят: «Где родился, там и пригодился».