Закон о защите животных, одобренный мажилисом парламента в первом чтении, может стать причиной серьезной проблемы. «Расширенное» толкование отдельных его норм может привести к запрету на поедание мяса конины и неявным запретам на отдельные виды национального спорта, передает tan.kz, со ссылкой на sknews.kz.
Не секрет, что законопроект «Об ответственном отношении к животным» верстался по образу и подобию законодательных актов, принятых в Западной Европе, где определенной частью общества поедание мяса конины считается «варварством». В итоге у казахстанцев возник вопрос: если закон будет принят, не останутся ли они без деликатесов национальной кухни? Серьезное беспокойство выразили и животноводы, выращивающие лошадей на убой. По их мнению, закон может нанести ущерб их бизнесу.
Отвечая на вопросы издания Sputnik.kz, министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев (а именно это ведомство выступило инициатором законопроекта) заявил, что прямых запретов на поедание мяса конины документ не содержит.
«У каждого народа есть свои особенности, свои традиции. Употребление конины— наша традиция. Если в Китае, к примеру, едят змей — это же не говорит о том, что мы должны поменять свои предпочтения… Запрещать конину никто не будет», — ответил глава Минэкологии.
Сериккали Брекешев также заявил, что нормы нового закона не касаются национальных игр – кокпара, байги и аламан-байги. В то же время, в законопроекте прописан запрет на намеренное причинение вреда животным.
Вместе с тем, эксперты высказывают опасения, что закон повлечет за собой серьезные последствия. Попытки привести национальное законодательство к единому знаменателю с европейским, без учета ментальности казахстанцев, может привести к серьезным общественным противоречиям. Эксперты указывают, что даже такой вид национального конного спорта как аламан-байга (скачки лошадей старше трех лет по пересеченной местности на расстояние от 20 до 50 км) намного жестче по правилам, чем европейский «стипль-чез».
Главным недостатком законопроекта правоведы называют большое количество отсылочных норм. Широко известно изречение юристов: «Не так страшен закон, как страшен подзаконный акт». Есть опасения, что принятые «во исполнение закона» постановления и приказы могут привести к кривотолкам и нарушениям.