27-летняя карагандинка смогла встать с инвалидной коляски, обрести спортивное тело мечты, завести семью и успешный аккаунт в TikTok о жестовом пении. А ведь еще семь лет назад она не чувствовала собственных прикосновений к ногам. Вдохновляющая история сурдопереводчика из центрального Казахстана — в материале корреспондента Tengrinews.kz.
Видео Айданы Жапаровой с переводом популярных песен на жестовый язык часто попадают в рекомендации социальной сети TikTok. Девушку не затрудняет показывать знаками даже рэп-композиции.
Многие зрители задают ей вопрос в комментариях, а умеет ли она разговаривать, слышит ли она, признается девушка. Ответ: да. Девушка знает жестовый язык с детства.
«Стать сурдопереводчиком не было моей мечтой. У меня глухие родители. И я, как старшая дочь, помогала им, ходила с ними и все переводила. У нас в Караганде есть Дом культуры глухих.
В 2016 году мне предложили бесплатно пройти курсы для получения диплома переводчика. Я и так свободно могла разговаривать на жестовом языке, но такие слова, как «парламент», «мажилис», я не знала. Поэтому я прошла обучение и стала профессиональным личным сурдопереводчиком мамы», — рассказала Айдана.
Глядя на видео молодой, красивой девушки, сложно поверить, что совсем недавно она прошла через сложное испытание и сидела в инвалидной коляске.
«Это был 2014 год. Однажды утром я собиралась на учебу и почувствовала слабость в левой ноге. Прикоснувшись к ней, я осознала, что не чувствую ничего. Но тогда я не обратила внимание на свое состояние, надеялась, что все пройдет само. Но дошло до того, что я стала хромать, у меня начала отниматься нога на улице, и я падала. Я сходила к врачам, но мне прописали только несколько уколов и витамины.
На время мне полегчало, но боль вернулась. Тогда родственники посоветовали мне обратиться к мануалисту. На приеме он делал мне невыносимо болезненные процедуры, я плакала. Но он говорил потерпеть и что через три дня все будет замечательно«, — вспоминает девушка.
Однако после сеанса Айдане стало намного хуже.
«На следующий день левая нога отказала полностью. А правая нога стала такая, как левая. Я потеряла чувствительность. Тогда я поняла, что надо говорить родственникам. Так как моя мама глухая, мне было сложно ей говорить, что мне нужна помощь, и я обратилась к своим родственникам — дядям и тетям.
На следующий день приехали родственники и купили мне инвалидную коляску. Мы поехали на МРТ. Оказалось, что у меня опухоль спинного мозга в грудном отделе и внутренние кровоизлияния.
Экстренно мы поехали в Астану на операцию. У меня начались очень сильные боли, буквально за два дня, пока мы искали средства для того, чтобы сделать операцию, мне становилось только хуже. Когда мы приехали в Астану, у меня уже пропала чувствительность в области живота, спины. Я уже не чувствовала свои прикосновения к животу. Хирург не смог меня взять, так как у меня был очень низкий гемоглобин. Меня отправили домой. Мы поднимали гемоглобин, и с каждым днем становилось все хуже. Мама кормила уже с ложки, потому что у меня терялись силы в руках.
Как мне позже объяснил хирург, мануалист разорвал мне сосуд вдоль позвоночника, у меня началось внутреннее кровоизлияние. Мое состояние стало резко ухудшаться», — рассказала Айдана.
Операция по удалению опухоли длилась около двух часов, добавила девушка.
«После операции врач разрешил мне сесть. Но, к сожалению, спина меня не держала. Я либо опиралась, либо держалась за поручни.
Нас выписали домой, мама и сестра были со мной, переворачивали меня, чтобы не было пролежней. Дома началась реабилитация: ЛФК, физкультура, массажи, дома со мной занималась сестренка. Она делала все упражнения со мной. Мне врач сказал, если ты хочешь встать, то ты встанешь, если не будешь ничего делать, лениться, то ты не встанешь. Все зависит от тебя«, — вспоминает девушка.
Около полугода после операции девушка лежала без движения.
«Не было вообще никаких результатов, как я лежала, так и лежала. Я мысленно все время представляла, что я шевелю пальцами, что я сгибаю ноги в коленях, напрягаю ноги, пыталась эти все движения делать, но ноги просто не шевелились.
И вот в один момент у меня пошевелился мизинчик на ноге. Я плакала от счастья, это просто не описать словами, и тут мы поняли, что есть шанс. Я стала усердно заниматься с сестренкой.
Потихоньку стала шевелить всеми пальчиками. Затем я научилась стоять по несколько секунд. Правда, я держала свое тело руками в тот момент.
После операции прошло 8-9 месяцев, я научилась делать шаги с ходунками. Когда я оставалась дома одна, я пыталась много ходить, ноги были слабые, худые, а на тело я набрала массу, ноги не выдерживали. Поэтому я падала, доползала до дивана, плакала, что так мало шагов получается. Но я не сдавалась. Потому что все в меня верили и знали, что все получится«, — рассказала Айдана.
Усердные тренировки дали результат. Первое время Айдана выходила на улицу на ходунках, но со временем смогла переключиться на костыль.
«Уже 5 лет я хожу с костылем. Дома, на работе он мне не требуется. Но без костыля я не могу ходить на улице, потому что я переживаю, что не успею перейти дорогу. Когда я спешу, ноги заплетаются, чтобы не упала, со мной костыль», — объяснила Айдана.
Сейчас Айдана замужем, у нее есть дочь. Девушка активно занимается в спортзале и снимает ролики для социальных сетей. «Когда я все это пережила, у меня не было парня, и только в 2018 году я познакомилась со своим будущим мужем. Я уже тогда начала ходить в спортзал и заниматься. Потом я вышла замуж, забеременела. Беременность была тяжелая из-за нагрузки на позвоночник, и мне стало хуже. Я родила дочь раньше срока. Ей два года сейчас, и она не отличается от других детей, болтает и бегает вовсю», — улыбается она.
Сегодня Айдана весит 48 килограммов. С 2014 года она похудела на 9 килограммов и привела себя в спортивную форму.
Девушка добавила, что ей понадобилась смелость, чтобы рассказать свою историю. Но она надеется, что так она сможет вдохновить других людей: все получится, надо лишь верить.
В Алмате мужчина зарезал свою жену прямо на рабочем месте, передает tan.kz со ссылкой на Sputnik.kz.
Полицейские Алматы начали досудебное расследование в отношении алматинца, который совершил убийство супруги в одном из магазинов города. Женщина получила множественные ножевые ранения, в результате чего скончалась
Убийство было совершено накануне в одном из супермаркетов Наурызбайского района Алматы.
Посетители, обнаружившие окровавленную женщину, вызвали полицию. Как удалось выяснить, супруги с утра ругались по телефону. Мужчина пришел выяснять отношения, – сообщили в пресс-службе департамента полиции Алматы.
Детали произошедшего будут установлены стражами порядка в процессе следствия. Пока же известно лишь то, что женщине супруг нанес множественные ножевые ранения, в результате которых она скончалась.
Также при опросе знакомых и коллег убитой было установлено, что ссоры между супругами происходили достаточно часто. Дело в том, что последние несколько месяцев они находились в процессе развода.
Сам задержанный своей вины не отрицает, он дал признательные показания уже на первых допросах.
По завершению расследования дело будет передано в суд. По статье 99 Уголовного кодекса Республики Казахстан “Убийство” мужчине грозит наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Эксперты считают, что с исполнением поручений президента могут возникнуть сложности.
Смогут ли банки списывать долги заёмщиков по кредитам, как это поручил сделать президент? На заседании Национального совета общественного доверия Касым-Жомарт Токаев сказал, что нужно принять меры по совершенствованию залоговой политики банков и регулированию оценочной деятельности.
«Необходимо принять взвешенные меры для поддержки заёмщиков без ущерба финансовому сектору. Требуется обеспечить гибкость залоговой политики банков второго уровня и усилить регулирование оценочной деятельности. Заёмщику должно быть предоставлено право самостоятельной реализации залогового имущества в течение трёх месяцев до применения мер принудительного взыскания и дополнительно трёх месяцев в рамках исполнительного производства», – предложил президент.
При этом, по его мнению, нужно ограничить наложение взыскания на залоговое имущество, если размер просроченной задолженности составляет менее 15% от его оценочной стоимости, а период просрочки не превышает шести месяцев. В случае, если реализованное имущество заёмщика не покрывает сумму основного долга, оставшаяся задолженность должна списываться, но только при условии, что у должника нет иного имущества и его доход не превышает двукратного размера МЗП.
«Поручение президента своевременное, правильное. Однако оно не готово к исполнению в ближайшие месяц-два, пока банки не обсудят это с регулятором», – считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.
Эксперт отмечает, что сегодня есть много вопросов к оценочным компаниям, которые считаются независимыми, однако в реальности могут представлять интересы и лоббировать конкретных частных кредиторов или заёмщиков.
«Как таковая оценка у нас не возведена в ранг солидного ремесла и искусства. Поэтому из-за часто меняющихся экономических вводных у нас много вопросов к оценке. Поэтому поручение президента правильное», – сказал он.
«Проблема в том, что здесь нет деталей. И я так понимаю, что банкам теперь поручили вырабатывать детали, отрабатывать их с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Потому что за всё, что банк списывает, он должен будет налог платить, он должен будет создавать провизии. И любые такие списания ударят по балансам банков. И это уже, скорее, даже не банки будут готовы делать, а должны совместно с финнадзором обсуждать.
Поэтому, скорее всего, если эта мера внедрится именно в том виде, в каком её описал президент, банки будут более осторожны в выдаче кредитов, банки будут выдавать меньше, требовать больше документов и так далее.
То есть вопросов возникло много, вопросы возникли у всех. Нужна большая встреча, банковская и АРРФР, чтобы обсудить все эти условия и как это поручение выполнить. Потому что если банки выполнят, не задумываясь, как поручил президент, у них возникнут штрафы, налоги и у них возникнет много дополнительных провизий», – считает Рысмамбетов.
Экономист ОразалыСабден уверен, что такой шаг оправдан при условии, что будет решён вопрос о том, за чей счёт будет происходить списание задолженности.
«В данном случае должно быть так: государство должно вмешиваться. Конечно, это плохо для банков. Руководитель банка думает о своей банковской системе. А государство имеет право, ведь государство сегодня финансирует банковскую систему, проекты какие-то реализует через банки, из Нацфонда деньги выделяет. И для банков это хорошо. Поэтому если будет государственная поддержка, если государство находит механизм погашения, банки могут идти на такой шаг», – объяснил он.
Вместе с тем Сабден считает, что одного шага недостаточно. Предложенные меры являются точечными, тогда как уже пришло время для системных реформ.
«Всегда у нас власть хвалила нашу банковскую систему, даже во времена кризиса. Но туда вмешались олигархи, власть имущие, и единая политика банковской системы в Казахстане разрушилась. Каждый что хотел, то и делал. Когда нет системы, когда закон не срабатывает, тогда и бардак. И отдельными решениями такой бардак невозможно решить. Поэтому нужна полная, коренная реформа всей банковской системы. Начиная от главного, Национального банка, до банков второго уровня. Нужно менять все законы, внести серьёзные изменения. Только тогда будет результат.
То, о чём сейчас говорит президент, – это правильно, но это частичные меры, это точечное, временное решение, оно не спасёт ситуацию. Надо смотреть глубже, полностью надо реформировать финансовую систему», – подчеркнул Оразалы Сабден.
Напомним, в сентябре в Алматы произошла трагедия, когда банковский должник открыл стрельбу по людям, прибывшим исполнять решение суда о выселении. В результате инцидента было убито пять человек: двое полицейских и судоисполнитель, а также новый хозяин дома и свидетель-понятой.
tan.kz — Казахстанец организовал сеть по распространению наркотиков в нескольких городах, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В пресс-службе Департамента полиции на транспорте рассказали, что организатор преступной группы начал свою работу в Петропавловске. После переезда в Павлодар он решил вывести наркоторговлю на более масштабный уровень.
«Создал интернет-магазин, стал собирать команду единомышленников, рассылая на интернет-просторах анонимные объявления о высокооплачиваемой работе. Разработал маркетинг, искал возможности расширить свое участие в сбыте наркотиков и в других городах — Экибастузе, Семее и Нур-Султане. Сформировал устойчивую преступную группу, занимавшуюся перевозкой и сбытом наркотиков.
Каждый выполнял свои задачи: перевозка крупных партий наркотиков, расфасовка и закладка «синтетики», администрирование интернет-магазина и реклама запрещенных веществ. Организатор взял на себя функции координации работы «персонала», выбора безопасных маршрутов для перевозки наркотиков и районов их закладки», — сообщили в ведомстве.
Выяснилось, что за время работы магазина практически все члены ОПГ пристрастились к наркотикам.
«Деятельность ОПГ была пресечена в начале 2021 года, когда на вокзале Семея был задержан перевозчик наркотиков, у которого изъято 350 грамм «Альфа PVP». Он дал признательные показания и рассказал, что после закладки наркотиков в Семее он с этой же целью должен был ехать в Павлодар и Экибастуз», — добавили в полиции.
Сообщается, что в ходе разработки преступных связей задержанного оперативники вышли на остальных членов наркогруппы. Преступники не заподозрили, что находятся под наблюдением, и не смогли уничтожить вещественные доказательства.
«Всего изъято около 600 граммов синтетических наркотиков, расфасованных по разовым дозам. Мобильные телефоны, ноутбуки, в которых обнаружена вся история создания организованной преступной группы, подбора персонала, содержалось досье на каждого сотрудника, а также анализ работоспособности каждого из них, электронные кошельки и денежные переводы, а главное, была остановлена автоматизированная продажа закладок посредством чат-ботов. Ликвидировано 47 закладок в Семее и Павлодаре», — заключили в полиции.
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Павлодарской области вынес приговор в отношении членов преступной группы.
«Члены ОПГ приговорены к длительным срокам лишения свободы. Лидер и организатор осужден на 18 лет лишения свободы по статьям 262, части 1 УК «Cоздание организованной преступной группы» и 297, части 4 УК «Незаконный сбыт наркотиков, совершенный в группе».
Два члена ОПГ приговорены судом к 16 годам лишения свободы. Один из преступников осужден на 9 лет лишения свободы. Здесь судом были учтены его раскаяние и оказание активного содействия при раскрытии и расследовании преступлений», — говорится в сообщении.
Отмечается, что наказание они будут отбывать в учреждениях максимальной безопасности.