Connect with us

КАЗАХСТАН

Казахстану грозит дефицит электроэнергии

Published

on

Экономист Алмас Чукин прогнозирует: уже через 5-7 лет казахстанцы почувствуют нехватку электричества.

tan.kz — В электроэнергетике есть три важные части: производство электричества на станциях, передача его по проводам до потребителя и потребление (коммерческое  и личное). И складывается впечатление, что мы полным ходом идём к очень крупным проблемам в этом деле. И эти проблемы не очень далеко. Не так близко, как в Ливане, где на днях вообще остановились последние станции и страна ушла в темноту. Но где-то через 5-7 лет волна дефицита электричества станет ощутимой и цунами будет только нарастать, передает об этом informburo.kz.

По всем трём китам очевидно, что мы слишком долго откладывали проблемы в ящик и «чёрные лебеди» летят один за другим.

Около 80% электричества производится на угольных станциях. За последние десять лет в рамках борьбы за декарбонизацию планеты абсолютное большинство международных финансовых организаций – от Всемирного банка, который закрыл уголь в 2013 году, и даже до созданного по инициативе Китая банка развития AIIB – прекратили финансирование угольной генерации.

То есть денег на строительство или модернизацию 80% нашего энергосектора занять негде.

Без денег почти невозможно что-то сделать. Но без оборудования уже точно ничего не сделаешь. И тут тоже каюк. Недавно в своём выступлении на Генассамблее ООН председатель КНР Си Цзиньпин объявил обязательство Китая достичь углеродной нейтральности, то есть нулевых выбросов СО2 к 2060 году. Но он этим не ограничился, а добавил ещё один пункт: Китай не будет принимать участие в строительстве за рубежом угольных станций. Тут явно видно желание избежать критики в том, что их страна поощряет «грязную» энергетику.

Но без китайского оборудования сегодня строить или модернизировать угольную станцию невозможно. Они не только крупнейшие производители техники для этого дела, но и по большому счёту лучшие (кроме турбин). У них есть технологии чистого угля, при которых выбросы равны газовым станциям.

Основа казахстанской энергетики – Экибастузская ГРЭС-1, дающая 20% электричества в стране, в своё время была крупнейшей в мире угольной станцией, была запущена в 1980-1984 годах. Она ровесница московской Олимпиады, и один агрегат, первый, уже вышел из строя и был выведен из эксплуатации в 2018 году. И остальным семи машинам уже почти 40 лет, и по-хорошему, пришло время их менять. ГРЭС-2 построили в 1990-1993 годах, успели ввести в строй два агрегата, и до сих пор тянется история с третьим. Главное достижение в трубе – она почти полкилометра высотой (420 м) и входит в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокая труба в мире. Про остальные станции умолчим, там есть и 1950-й, и 1960-й годы рождения.

Второй «кит» KEGOC носит два портфеля. Он отвечает за транспортировку электричества в целом по стране по магистральным линиям, и он ещё и диспетчер системы, отвечающей за регулирование. Как транспортная компания KEGOC справляется довольно неплохо, но как диспетчер он столкнулся с вызовом, на который сам ответить, скорее всего, не сможет.

Для регулирования и балансирования системы нужны резервы и возможности. Если вдруг на юге ударили холода и все включили обогреватели, спрос на электричество вырос в два раза, и этот спрос надо удовлетворить. А как? Надо иметь резерв мощности по производству электричества где-то. И провода не резиновые, тоже больше, чем можно, не передашь. Значит нужны резервы и там, и тут. А вот резервов всё меньше и меньше. Точнее, их нет.

Казахстан вернулся к уровню потребления электричества, который был в СССР в 1990 году, где-то 2-3 года назад. В 90-х потребление из-за распада промышленности упало почти в 2 раза, и хотя и были проблемы, но система имела резерв.

В пиковые утренние и вечерние часы уже частенько приходится пользоваться перетоками из России, чтобы закрыть дефицит.

А тут ещё добавились ветряная и солнечная генерация. В целом вроде хорошо, за 5 лет добавилось 2 000 мегаватт новых мощностей, но они переменные, и с ними надо работать по-другому, это не угольный котёл.

Вся электросеть нуждается в новом видении и в колоссальных инвестиционных ресурсах, которые она сама породить не сможет. Нам не только наладить надо что есть, но и смарт-грид строить. Вопрос: на какие деньги?

Ну и главный – третий «кит». Потребитель и рынок. Никакого толка не будет улучшать производство и передачу электричества, если не регулировать ценовыми и рыночными методами спрос. У нас абсурдная ситуация с ценой на электричество. Мало того что оно почти самое дешёвое в мире – оптовые цены в районе 2 центов за кВт*ч и розничные – от 4 до 6 центов. Это ниже среднемирового в 2-3 раза, при том что сырьё и оборудование покупается по мировым ценам.

Электричество как товар стоит одинаково и летом, и зимой, и утром, и вечером, и днём, и ночью. А производство его и доставка не стоит одинаково. Когда народ в 7 утра или в 7 вечера дружно включает всё что можно – от электрочайников до стиральных машин и телевизоров, спрос подскакивает в 2-3 раза, а как его закрывать?

Несколько лет назад отменили дневные/ночные тарифы. В результате никто не пользуется таймерами на стиралках и прочих устройствах, экономить нет никакого смысла. А при этом все энергетики любят порассуждать о дефиците «балансирующих» мощностей.

Вот это балансирование уже стало модной фразой, но лишённой всякого экономического смысла. Обычно подразумевается наличие неких газовых станций, которые по требованию к ужину будут включаться, закрывать все пики, а потом могут выключаться. При этом непонятен ответ на четыре вопроса: кто их построит, где, когда и на чьи деньги? Где взять газ и по какой цене на эти станции? И как окупить дорогую новую газовую станцию, если она будет работать 4-6 часов в день в пики? Понятно, что и гидростанций в ближайшие годы мы не построим, потому что особо и негде, да и невыгодно.

Во всём мире, да и в СССР, основа балансирования – это кооперация. СССР оставил нам центральноазиатское кольцо, в котором гибкие гидроресурсы Кыргызстана и Таджикистана, газовые станции Узбекистана были соединены с тепловыми станциями Казахстана. В пик открывали заслонки на Токтогуле и снимали проблему, ночью не лили воду зря, а работали паровые котлы и газовые. Когда надо, использовали временные различия. Пока люди просыпаются на Востоке, западные регионы работают на них, потому с ходом солнца и нагрузка перемещается. От этого выигрывали все. Но теперь, вместо того чтобы углубить кооперацию, мы за 30 лет свели её почти к нулю.

Великобритания, которая изолирована в силу островной географии, недавно проложила ещё один подводный кабель большой мощности к Норвегии. Они понимают, что энергетическая безопасность не в обрезании кабелей, а в большом их количестве. При любой аварии или сбое они могут в 15 минут взять энергию из разных стран Европы. Больше опор, выше стабильность.

Мы должны усилить наши выходы на РФ и Центральную Азию, построить резерв на Китай.

В Европе и мире сейчас преобладает концепция избыточного развития ВИЭ. Смысл этой идеи очень простой: ВИЭ критикуют за непредсказуемость. Что делать, если ветра нет? Но ответ есть. Если построить ВИЭ в 2-3 раза больше по производству, чем надо, и там, где есть хорошие условия, проблема дефицита решается. Возникает, правда, новая проблема: что делать с избытком электроэнергии? Но тут тоже есть два ответа: можно просто отключать и регулировать эти отключения излишков, либо что-то производить типа «зелёного» водорода или хранить в батареях.

Только за счёт разумного и экономически просчитанного регулирования можно сэкономить сотни миллионов долларов ненужных инвестиций в устаревшие подходы. У Казахстана есть огромный ресурс свободных территорий. Не бегать надо от ВИЭ, надеясь на чудесное продление нефтяного века, а стать лидером экспорта «зелёной» энергии, заместив ею ископаемое топливо. По совокупной стоимости кВт*ч на солнце или ветре уже является самой дешёвой технологией, даже если не считать налога на выбросы СО2, которого у нас нет.

КАЗАХСТАН

Ревнивый муж зарезал жену в супермаркете Алматы – комментарий полиции

Published

on

By

В Алмате мужчина зарезал свою жену прямо на рабочем месте, передает tan.kz со ссылкой на Sputnik.kz.

Полицейские Алматы начали досудебное расследование в отношении алматинца, который совершил убийство супруги в одном из магазинов города. Женщина получила множественные ножевые ранения, в результате чего скончалась

Убийство было совершено накануне в одном из супермаркетов Наурызбайского района Алматы.

Посетители, обнаружившие окровавленную женщину, вызвали полицию. Как удалось выяснить, супруги с утра ругались по телефону. Мужчина пришел выяснять отношения, – сообщили в пресс-службе департамента полиции Алматы.

Детали произошедшего будут установлены стражами порядка в процессе следствия. Пока же известно лишь то, что женщине супруг нанес множественные ножевые ранения, в результате которых она скончалась.

Также при опросе знакомых и коллег убитой было установлено, что ссоры между супругами происходили достаточно часто. Дело в том, что последние несколько месяцев они находились в процессе развода.

Сам задержанный своей вины не отрицает, он дал признательные показания уже на первых допросах.

По завершению расследования дело будет передано в суд. По статье 99 Уголовного кодекса Республики Казахстан “Убийство” мужчине грозит наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Continue Reading

КАЗАХСТАН

Кто заплатит за списание долгов казахстанцев

Published

on

By

Эксперты считают, что с исполнением поручений президента могут возникнуть сложности.

Смогут ли банки списывать долги заёмщиков по кредитам, как это поручил сделать президент? На заседании Национального совета общественного доверия Касым-Жомарт Токаев сказал, что нужно принять меры по совершенствованию залоговой политики банков и регулированию оценочной деятельности. 

«Необходимо принять взвешенные меры для поддержки заёмщиков без ущерба финансовому сектору. Требуется обеспечить гибкость залоговой политики банков второго уровня и усилить регулирование оценочной деятельности. Заёмщику должно быть предоставлено право самостоятельной реализации залогового имущества в течение трёх месяцев до применения мер принудительного взыскания и дополнительно трёх месяцев в рамках исполнительного производства», – предложил президент.

При этом, по его мнению, нужно ограничить наложение взыскания на залоговое имущество, если размер просроченной задолженности составляет менее 15% от его оценочной стоимости, а период просрочки не превышает шести месяцев. В случае, если реализованное имущество заёмщика не покрывает сумму основного долга, оставшаяся задолженность должна списываться, но только при условии, что у должника нет иного имущества и его доход не превышает двукратного размера МЗП.

«Поручение президента своевременное, правильное. Однако оно не готово к исполнению в ближайшие месяц-два, пока банки не обсудят это с регулятором», – считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов. 

Эксперт отмечает, что сегодня есть много вопросов к оценочным компаниям, которые считаются независимыми, однако в реальности могут представлять интересы и лоббировать конкретных частных кредиторов или заёмщиков. 

«Как таковая оценка у нас не возведена в ранг солидного ремесла и искусства. Поэтому из-за часто меняющихся экономических вводных у нас много вопросов к оценке. Поэтому поручение президента правильное», – сказал он. 

«Проблема в том, что здесь нет деталей. И я так понимаю, что банкам теперь поручили вырабатывать детали, отрабатывать их с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Потому что за всё, что банк списывает, он должен будет налог платить, он должен будет создавать провизии. И любые такие списания ударят по балансам банков. И это уже, скорее, даже не банки будут готовы делать, а должны совместно с финнадзором обсуждать.

Поэтому, скорее всего, если эта мера внедрится именно в том виде, в каком её описал президент, банки будут более осторожны в выдаче кредитов, банки будут выдавать меньше, требовать больше документов и так далее.

То есть вопросов возникло много, вопросы возникли у всех. Нужна большая встреча, банковская и АРРФР, чтобы обсудить все эти условия и как это поручение выполнить. Потому что если банки выполнят, не задумываясь, как поручил президент, у них возникнут штрафы, налоги и у них возникнет много дополнительных провизий», – считает Рысмамбетов. 

Экономист Оразалы Сабден уверен, что такой шаг оправдан при условии, что будет решён вопрос о том, за чей счёт будет происходить списание задолженности. 

«В данном случае должно быть так: государство должно вмешиваться. Конечно, это плохо для банков. Руководитель банка думает о своей банковской системе. А государство имеет право, ведь государство сегодня финансирует банковскую систему, проекты какие-то реализует через банки, из Нацфонда деньги выделяет. И для банков это хорошо. Поэтому если будет государственная поддержка, если государство находит механизм погашения, банки могут идти на такой шаг», – объяснил он. 

Вместе с тем Сабден считает, что одного шага недостаточно. Предложенные меры являются точечными, тогда как уже пришло время для системных реформ. 

«Всегда у нас власть хвалила нашу банковскую систему, даже во времена кризиса. Но туда вмешались олигархи, власть имущие, и единая политика банковской системы в Казахстане разрушилась. Каждый что хотел, то и делал. Когда нет системы, когда закон не срабатывает, тогда и бардак. И отдельными решениями такой бардак невозможно решить. Поэтому нужна полная, коренная реформа всей банковской системы. Начиная от главного, Национального банка, до банков второго уровня. Нужно менять все законы, внести серьёзные изменения. Только тогда будет результат.

То, о чём сейчас говорит президент, – это правильно, но это частичные меры, это точечное, временное решение, оно не спасёт ситуацию. Надо смотреть глубже, полностью надо реформировать финансовую систему», – подчеркнул Оразалы Сабден. 

Напомним, в сентябре в Алматы произошла трагедия, когда банковский должник открыл стрельбу по людям, прибывшим исполнять решение суда о выселении. В результате инцидента было убито пять человек: двое полицейских и судоисполнитель, а также новый хозяин дома и свидетель-понятой.

Continue Reading

КАЗАХСТАН

Казахстанец организовал сеть по распространению наркотиков

Published

on

By

tan.kz — Казахстанец организовал сеть по распространению наркотиков в нескольких городах, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В пресс-службе Департамента полиции на транспорте рассказали, что организатор преступной группы начал свою работу в Петропавловске. После переезда в Павлодар он решил вывести наркоторговлю на более масштабный уровень.

«Создал интернет-магазин, стал собирать команду единомышленников, рассылая на интернет-просторах анонимные объявления о высокооплачиваемой работе. Разработал маркетинг, искал возможности расширить свое участие в сбыте наркотиков и в других городах — Экибастузе, Семее и Нур-Султане. Сформировал устойчивую преступную группу, занимавшуюся перевозкой и сбытом наркотиков.

Каждый выполнял свои задачи: перевозка крупных партий наркотиков, расфасовка и закладка «синтетики», администрирование интернет-магазина и реклама запрещенных веществ. Организатор взял на себя функции координации работы «персонала», выбора безопасных маршрутов для перевозки наркотиков и районов их закладки», — сообщили в ведомстве. 

Выяснилось, что за время работы магазина практически все члены ОПГ пристрастились к наркотикам.

«Деятельность ОПГ была пресечена в начале 2021 года, когда на вокзале Семея был задержан перевозчик наркотиков, у которого изъято 350 грамм «Альфа PVP». Он дал признательные показания и рассказал, что после закладки наркотиков в Семее он с этой же целью должен был ехать в Павлодар и Экибастуз», — добавили в полиции. 

Сообщается, что в ходе разработки преступных связей задержанного оперативники вышли на остальных членов наркогруппы. Преступники не заподозрили, что находятся под наблюдением, и не смогли уничтожить вещественные доказательства.

«Всего изъято около 600 граммов синтетических наркотиков, расфасованных по разовым дозам. Мобильные телефоны, ноутбуки, в которых обнаружена вся история создания организованной преступной группы, подбора персонала, содержалось досье на каждого сотрудника, а также анализ работоспособности каждого из них, электронные кошельки и денежные переводы, а главное, была остановлена автоматизированная продажа закладок посредством чат-ботов. Ликвидировано 47 закладок в Семее и Павлодаре», — заключили в полиции. 

Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Павлодарской области вынес приговор в отношении членов преступной группы.

«Члены ОПГ приговорены к длительным срокам лишения свободы. Лидер и организатор осужден на 18 лет лишения свободы по статьям 262, части 1 УК «Cоздание организованной преступной группы» и 297, части 4 УК «Незаконный сбыт наркотиков, совершенный в группе».

Два члена ОПГ приговорены судом к 16 годам лишения свободы. Один из преступников осужден на 9 лет лишения свободы. Здесь судом были учтены его раскаяние и оказание активного содействия при раскрытии и расследовании преступлений», — говорится в сообщении. 

Отмечается, что наказание они будут отбывать в учреждениях максимальной безопасности.

Continue Reading

TOP