Connect with us

КАЗАХСТАН

«С меня требовали: «Покажите секреты». Как зарождался КНБ

Published

on

В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ, генерал-лейтенанта Карима Масимова, подготовлены к изданию книги «Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах» и «Государственная граница». Tengrinews.kz приводит отрывки из данных книг. Это рассказ о том, как зарождалась отечественная спецслужба.

Рожденные 13 июля. Как это было

Алма-атинское утро 9 мая 1992 года выдалось совсем не праздничным. Группа агрессивно настроенных горожан, собравшаяся напротив здания КГБ, была заряжена одной, но горячей идеей – разрушить памятник Феликсу Дзержинскому. Немедленно и сегодня! Фетишизация фамилии и маниакальное стремление к уничтожению воспринимается сегодня как анахронизм, но тогда все было по-другому.

Был приготовлен трос, подогнана грузовая автомашина … Скромная скульптура оказалась весьма непрочной. Закинутая петля отделила голову «Железного Феликса» от туловища, что вызвало бурный восторг собравшихся.

Затем – короткий импровизированный митинг и призыв идти штурмом на здание Центрального аппарата КГБ. Собравшиеся требовали показать агентурные списки, настаивали на полных публикациях документов НКВД.

Ситуация накалялась. В здании КГБ уже расположился спецназ, но…

У руководства страны хватило выдержки и политической дальновидности не довести ситуацию до кровопролития.

Сегодня, когда стратегия Казахстана в сфере обеспечения национальный безопасности признана уникальной … Когда создана законодательная и нормативная база, которая вывела деятельность органов КНБ в открытое гражданское правовое поле… Мы должны понять и по достоинству оценить логику действий Первого Президента Казахстана в годы гигантского разлома. А еще проникнуться духом неповторимой истории главной спецслужбы страны, рождение которой происходило на фоне великих потрясений и накала человеческих страстей.

13 июля 1992 года Президент страны подписал указ «О преобразовании Комитета государственной безопасности Республики Казахстан в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан». Строя новую государственность, Нурсултан Назарбаев очень четко видел и понимал функциональную роль спецслужбы.

Интересен исторический расклад, на фоне которого рождался этот уникальный документ.

В то далекое и тревожное время мало было принять правильное и своевременное решение. Более важным становилось претворить его в жизнь, сделать цивилизованной формой бытия. И это удавалось не всегда. Перестройка вызвала резкий рост самосознания и стремительный подъем общественной активности населения. Антиобщественные проявления в Новом Узене, забастовка шахтеров Карагандинского угольного бассейна, групповые отказы от работы на некоторых предприятиях… Уставшие от нерешаемых годами проблем люди не выдерживали. И в порыве чувств были готовы на многое…

Еще сложнее проводить конструктивные реформы было из-за попыток ряда партий и движений внутри страны использовать процесс демократизации и гласности для создания имиджа. Но руководствовались такие деятели вовсе не национальными интересами. К середине 1992 года в стране уже насчитывалось свыше 150 общественных объединений. В них состояли около 500 тысяч человек. И если деятельность одних была направлена на укрепление государственности, решение экономических и политических проблем, то стремление других решать вопросы путем давления, организации несанкционированных митингов, голодовок и пикетирований административных зданий дестабилизировали оперативную обстановку. Завышенные требования, хлесткие обвинения, популистские лозунги, призывы к деструктивным действиям – все это вносило раздрай в казахстанское общество, особенно в среду молодежи.

Сотрудники КНБ делали все, чтобы не допустить хаоса. Выдержать такое колоссальное напряжение помогал пример Президента страны Нурсултана Назарбаева. Это не раз в своих воспоминаниях, интервью и статьях подчеркивал генерал-лейтенант Булат Баекенов:

«Особенно много пришлось работать Нурсултану Абишевичу в первые годы независимости, ведь тогда было море проблем. Он много летал и ездил по стране, чтобы самому посмотреть, что происходит. При этом старался летать по ночам, чтобы день использовать для работы. Работал постоянно: и в самолете, и в поезде. Все через себя пропускал, а ведь это каких нервов стоило!
Глава государства всегда старался содействовать нам в решении проблемных вопросов, но в то же время был очень требователен, и докладывать ему о чем-либо туманно и пространно было невозможно, он прекрасно разбирается во всех тонкостях нашего дела».

* * *

После того как улеглись реформаторские страсти, 22 января 1992 года под председательством Булата Баекенова прошло первое заседание коллегии Комитета.

В первую очередь рассмотрели итоги оперативно-служебной деятельности КГБ по обеспечению государственной безопасности в 1991 году и задачи на 1992 год… Еще не принят закон «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», и поэтому в решении коллегии обозначен круг задач, стоящий перед сотрудниками главной спецслужбы страны. В частности, приказано было «сосредоточить силы на ограждении жителей республики от подрывных действий спецслужб». Жестко ставились задачи защиты государственных секретов и коммерческой тайны, предотвращения чрезвычайных происшествий на важных объектах народного хозяйства. Участники коллегии потребовали держать на особом контроле работу по защите суверенитета и территориальной целостности республики, борьбе с терроризмом, предотвращению массовых беспорядков, в том числе и на межнациональной основе, обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан республики.

Одной из главных тем повестки дня того времени стал вопрос структуры комитета. Особое внимание уделялось организации Службы внешней разведки. 18 октября 1991 года Булат Баекенов был назначен председателем тогда еще КГБ Казахской ССР. А двадцатого он уже вылетел в Москву, где проходило первое заседание Межреспубликанского совета безопасности (МСБ).

Там и было принято решение о сотрудничестве на основе договора с разделением полномочий между комитетом республики и Межреспубликанской службой безопасности. Гораздо сложнее было обеспечить сотрудничество в области разведки, поскольку КГБ ликвидировали, а бывшее управление разведки стало самостоятельной службой.

«За МСБ СССР, – вспоминает те дни Булат Баекенов, – мы оставили вопросы подготовки кадров, производства и снабжения специальной техникой, пользования общим банком информации, который находился в Москве. С нашей стороны мы обязались взаимодействовать в области контрразведки, борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом».

Договоренности есть, но логика жизни подсказывала: разведку надо создавать и немедленно. И хотя в Комитете Казахстана было свое подразделение разведки, но работало оно, так сказать, с местных позиций. После объявления независимости и создания КНБ Баекенов обратился с письмом к Примакову с просьбой разрешить профессионалам вернуться в родные пенаты. Спецслужбе требовались люди, которые умели работать в разведке. И они откликнулись на призыв Родины.

* * *

Пятого декабря 1992 года в КНБ поступила справка, подготовленная депутатами Верховного совета РК. И она была далека от комплементарности.

А через два дня Булата Баекенова заслушали на заседании комитета ВС РК по национальной безопасности и обороне. Еще раз он выступил там почти год спустя – в октябре 1993 года.

И всякий раз идеологическая платформа, на которой выстраивалась вся структура комитета, подвергалась серьезной критике.

Булат Баекенов будет доказывать, что КНБ РК – это самостоятельный государственный орган, способный качественно решать вопросы обеспечения национальной безопасности страны строго в правовых рамках. Для достижения этих целей кардинально изменена структура и функционал КНБ. В частности, реорганизовано управление внешней разведки, укреплены управление контрразведки, оперативно-техническое и некоторые другие подразделения. За счет внутренних резервов создано главное управление экономической безопасности, управление по борьбе с коррупцией и контрабандой.

С учетом новых функций и структуры Комитета созданы управление военной контрразведки, Главное управление пограничных войск и Главное управление правительственной связи, и подчиненные им соответствующие войска. Нормативные акты приводятся в соответствие с требованиями закона и возложенными на КНБ задачами: переработано свыше тысячи таких документов.

* * *

Пришлось Комитету отбиваться и от странной инициативы объединить КНБ и МВД.

«КНБ по составу меньше, чем ГУВД Алма-Аты. Что значило слияние? Размыть спецслужбы, рассекретить, кадры растерять. Я сражался как мог. «Покажите секреты» – с меня требовали. Я отвечал: «Покажем, но вы ничего не поймете, ничем не воспользуетесь, только дискредитируете». Пока ходила комиссия по нашему зданию, мы про нее документальный репортаж сделали. И ей же сразу показали. Сдалась комиссия. Знают, что техника есть в этой комнате, а где – не знают. Спецслужбы – рыцари плаща, плаща – сначала! А кинжала – уж потом», – рассказывал Баекенов.

Еще одно предложение депутатов ВС: «…проекты подзаконных актов правительства и КНБ, касающиеся деятельности органов национальной безопасности, предварительно изучать и обсуждать в комитете Верховного совета по национальной безопасности и обороне…».

С этой позицией категорически не согласился глава Пограничной службы Болат Закиев. Мотивировал он это тем, что такой подход может привести к расшифровке и разглашению военной и государственной тайны.

Его поддержал заместитель председателя КНБ Леонид Дагаев. Он также рассказал о наличии в парламенте США специальной группы из числа бывших сотрудников ЦРУ, контролирующих работу спецслужб. И если без этого не обойтись, то предложил использовать опыт американцев.

Почему было отдано предпочтение названию Комитет национальной безопасности? Ответ на этот вопрос до сих пор ищут аналитики.

В начале 90-х только ленивый не обвинял во всех смертных грехах КГБ. Не все сотрудники выдерживали тот прессинг, вакханалии и спекуляции, происходившие на территории бывшего Союза. И Казахстан не стал исключением.

Главным для Комитета в те годы разгула мнений и раздрая общества стало преодоление негативного отношения граждан к КГБ. Из-за чрезмерной закрытости сложилось мнение, что КГБ, а затем КНБ, творит что хочет.

Во время подготовки нового закона встал вопрос о переименовании КГБ. Эта аббревиатура, как известно, расшифровывается как Комитет государственной безопасности, то есть обеспечивает безопасность страны и государственных органов. А Комитет национальной безопасности (КНБ) – понятие более широкое, включающее защиту интересов страны, всего народа, каждого гражданина. Поэтому депутаты остановились на таком варианте.

Модель государственного устройства, которую выбрал Казахстан в первые годы становления, – сильная президентская власть плюс смелые экономические реформы, по достоинству оценена мировым сообществом. Не меньший интерес особенно у постсоветских государств вызывала и модель казахстанской спецслужбы, рожденная синтезом реформ, проводимых под руководством Первого Президента Казахстана.

Во время одной из встреч с сотрудниками Комитета Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркнул:

«…Все мы вышли «из одной шинели» – были традиции, все это пригодилось, но эти понятия пришлось менять. Непросто было сотрудникам Комитета. Я уделил особое внимание созданию правовой базы, которая регламентирует деятельность казахстанских спецслужб. Органы национальной безопасности совместно с правоохранительными структурами надежно обеспечивали верховенство закона, защиту интересов личности, общества и государства. В этом коренное отличие КНБ нового, независимого Казахстана. Сегодня вы призваны решать самые сложные государственные задачи, а их перед органами безопасности стоит немало. Время выдвигает новые вызовы, угрозы, на которые спецслужба должна адекватно реагировать».

Благодаря воле и поддержке Елбасы КНБ смог сконцентрироваться на решении актуальных проблем, создать оптимальную структуру. Все, что можно было взять из арсенала КГБ, взяли, без сомнения. Все, что противоречило новому времени, без сожаления оставили в прошлом. Мы преодолели «компромисс истории» и пошли дальше.

А указ «О преобразовании Комитета государственной безопасности Республики Казахстан в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан», подписанный Президентом страны 13 июля 1992 года, стал отправной точкой в богатой истории отечественной спецслужбы.

КАЗАХСТАН

Ревнивый муж зарезал жену в супермаркете Алматы – комментарий полиции

Published

on

By

В Алмате мужчина зарезал свою жену прямо на рабочем месте, передает tan.kz со ссылкой на Sputnik.kz.

Полицейские Алматы начали досудебное расследование в отношении алматинца, который совершил убийство супруги в одном из магазинов города. Женщина получила множественные ножевые ранения, в результате чего скончалась

Убийство было совершено накануне в одном из супермаркетов Наурызбайского района Алматы.

Посетители, обнаружившие окровавленную женщину, вызвали полицию. Как удалось выяснить, супруги с утра ругались по телефону. Мужчина пришел выяснять отношения, – сообщили в пресс-службе департамента полиции Алматы.

Детали произошедшего будут установлены стражами порядка в процессе следствия. Пока же известно лишь то, что женщине супруг нанес множественные ножевые ранения, в результате которых она скончалась.

Также при опросе знакомых и коллег убитой было установлено, что ссоры между супругами происходили достаточно часто. Дело в том, что последние несколько месяцев они находились в процессе развода.

Сам задержанный своей вины не отрицает, он дал признательные показания уже на первых допросах.

По завершению расследования дело будет передано в суд. По статье 99 Уголовного кодекса Республики Казахстан “Убийство” мужчине грозит наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Continue Reading

КАЗАХСТАН

Кто заплатит за списание долгов казахстанцев

Published

on

By

Эксперты считают, что с исполнением поручений президента могут возникнуть сложности.

Смогут ли банки списывать долги заёмщиков по кредитам, как это поручил сделать президент? На заседании Национального совета общественного доверия Касым-Жомарт Токаев сказал, что нужно принять меры по совершенствованию залоговой политики банков и регулированию оценочной деятельности. 

«Необходимо принять взвешенные меры для поддержки заёмщиков без ущерба финансовому сектору. Требуется обеспечить гибкость залоговой политики банков второго уровня и усилить регулирование оценочной деятельности. Заёмщику должно быть предоставлено право самостоятельной реализации залогового имущества в течение трёх месяцев до применения мер принудительного взыскания и дополнительно трёх месяцев в рамках исполнительного производства», – предложил президент.

При этом, по его мнению, нужно ограничить наложение взыскания на залоговое имущество, если размер просроченной задолженности составляет менее 15% от его оценочной стоимости, а период просрочки не превышает шести месяцев. В случае, если реализованное имущество заёмщика не покрывает сумму основного долга, оставшаяся задолженность должна списываться, но только при условии, что у должника нет иного имущества и его доход не превышает двукратного размера МЗП.

«Поручение президента своевременное, правильное. Однако оно не готово к исполнению в ближайшие месяц-два, пока банки не обсудят это с регулятором», – считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов. 

Эксперт отмечает, что сегодня есть много вопросов к оценочным компаниям, которые считаются независимыми, однако в реальности могут представлять интересы и лоббировать конкретных частных кредиторов или заёмщиков. 

«Как таковая оценка у нас не возведена в ранг солидного ремесла и искусства. Поэтому из-за часто меняющихся экономических вводных у нас много вопросов к оценке. Поэтому поручение президента правильное», – сказал он. 

«Проблема в том, что здесь нет деталей. И я так понимаю, что банкам теперь поручили вырабатывать детали, отрабатывать их с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Потому что за всё, что банк списывает, он должен будет налог платить, он должен будет создавать провизии. И любые такие списания ударят по балансам банков. И это уже, скорее, даже не банки будут готовы делать, а должны совместно с финнадзором обсуждать.

Поэтому, скорее всего, если эта мера внедрится именно в том виде, в каком её описал президент, банки будут более осторожны в выдаче кредитов, банки будут выдавать меньше, требовать больше документов и так далее.

То есть вопросов возникло много, вопросы возникли у всех. Нужна большая встреча, банковская и АРРФР, чтобы обсудить все эти условия и как это поручение выполнить. Потому что если банки выполнят, не задумываясь, как поручил президент, у них возникнут штрафы, налоги и у них возникнет много дополнительных провизий», – считает Рысмамбетов. 

Экономист Оразалы Сабден уверен, что такой шаг оправдан при условии, что будет решён вопрос о том, за чей счёт будет происходить списание задолженности. 

«В данном случае должно быть так: государство должно вмешиваться. Конечно, это плохо для банков. Руководитель банка думает о своей банковской системе. А государство имеет право, ведь государство сегодня финансирует банковскую систему, проекты какие-то реализует через банки, из Нацфонда деньги выделяет. И для банков это хорошо. Поэтому если будет государственная поддержка, если государство находит механизм погашения, банки могут идти на такой шаг», – объяснил он. 

Вместе с тем Сабден считает, что одного шага недостаточно. Предложенные меры являются точечными, тогда как уже пришло время для системных реформ. 

«Всегда у нас власть хвалила нашу банковскую систему, даже во времена кризиса. Но туда вмешались олигархи, власть имущие, и единая политика банковской системы в Казахстане разрушилась. Каждый что хотел, то и делал. Когда нет системы, когда закон не срабатывает, тогда и бардак. И отдельными решениями такой бардак невозможно решить. Поэтому нужна полная, коренная реформа всей банковской системы. Начиная от главного, Национального банка, до банков второго уровня. Нужно менять все законы, внести серьёзные изменения. Только тогда будет результат.

То, о чём сейчас говорит президент, – это правильно, но это частичные меры, это точечное, временное решение, оно не спасёт ситуацию. Надо смотреть глубже, полностью надо реформировать финансовую систему», – подчеркнул Оразалы Сабден. 

Напомним, в сентябре в Алматы произошла трагедия, когда банковский должник открыл стрельбу по людям, прибывшим исполнять решение суда о выселении. В результате инцидента было убито пять человек: двое полицейских и судоисполнитель, а также новый хозяин дома и свидетель-понятой.

Continue Reading

КАЗАХСТАН

Казахстанец организовал сеть по распространению наркотиков

Published

on

By

tan.kz — Казахстанец организовал сеть по распространению наркотиков в нескольких городах, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В пресс-службе Департамента полиции на транспорте рассказали, что организатор преступной группы начал свою работу в Петропавловске. После переезда в Павлодар он решил вывести наркоторговлю на более масштабный уровень.

«Создал интернет-магазин, стал собирать команду единомышленников, рассылая на интернет-просторах анонимные объявления о высокооплачиваемой работе. Разработал маркетинг, искал возможности расширить свое участие в сбыте наркотиков и в других городах — Экибастузе, Семее и Нур-Султане. Сформировал устойчивую преступную группу, занимавшуюся перевозкой и сбытом наркотиков.

Каждый выполнял свои задачи: перевозка крупных партий наркотиков, расфасовка и закладка «синтетики», администрирование интернет-магазина и реклама запрещенных веществ. Организатор взял на себя функции координации работы «персонала», выбора безопасных маршрутов для перевозки наркотиков и районов их закладки», — сообщили в ведомстве. 

Выяснилось, что за время работы магазина практически все члены ОПГ пристрастились к наркотикам.

«Деятельность ОПГ была пресечена в начале 2021 года, когда на вокзале Семея был задержан перевозчик наркотиков, у которого изъято 350 грамм «Альфа PVP». Он дал признательные показания и рассказал, что после закладки наркотиков в Семее он с этой же целью должен был ехать в Павлодар и Экибастуз», — добавили в полиции. 

Сообщается, что в ходе разработки преступных связей задержанного оперативники вышли на остальных членов наркогруппы. Преступники не заподозрили, что находятся под наблюдением, и не смогли уничтожить вещественные доказательства.

«Всего изъято около 600 граммов синтетических наркотиков, расфасованных по разовым дозам. Мобильные телефоны, ноутбуки, в которых обнаружена вся история создания организованной преступной группы, подбора персонала, содержалось досье на каждого сотрудника, а также анализ работоспособности каждого из них, электронные кошельки и денежные переводы, а главное, была остановлена автоматизированная продажа закладок посредством чат-ботов. Ликвидировано 47 закладок в Семее и Павлодаре», — заключили в полиции. 

Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Павлодарской области вынес приговор в отношении членов преступной группы.

«Члены ОПГ приговорены к длительным срокам лишения свободы. Лидер и организатор осужден на 18 лет лишения свободы по статьям 262, части 1 УК «Cоздание организованной преступной группы» и 297, части 4 УК «Незаконный сбыт наркотиков, совершенный в группе».

Два члена ОПГ приговорены судом к 16 годам лишения свободы. Один из преступников осужден на 9 лет лишения свободы. Здесь судом были учтены его раскаяние и оказание активного содействия при раскрытии и расследовании преступлений», — говорится в сообщении. 

Отмечается, что наказание они будут отбывать в учреждениях максимальной безопасности.

Continue Reading

TOP