Connect with us

КАЗАХСТАН

Как живут в российском селе под названием аул Казахский

Published

on

Фото: Канат Давлетов

В России, а именно в Самарской области, есть аул Казахский. Там всего около ста дворов и только одна улица — Казахская. Как говорят с гордостью сами сельчане, многие казахские обычаи здесь сохранились в первозданном виде. О том, как живет аул Казахский сегодня, корреспонденту  tengrinews.kz  рассказали его жители, передает об этом tan.kz.

Стоп-кадр: Канат Давлетов

Один из наших собеседников — Ерик Изгалиев. Он живет в Самаре. Аул Казахский, который находится в 40 километрах от города, называет своей родной деревней, так как его мама отсюда и с этим местом у него связано много детских воспоминаний. В городе он работает фотографом и учится в магистратуре на нефтяном факультете. 

«Мы любим приезжать в это село, потому что оно маленькое, здесь чистая вода, свежий воздух, машин особо нет, сыну есть где разгуляться, а я люблю общаться с друзьями».

Фото: архив Ерика Изгалиева

«В ауле живет очень много казахов, они все дружные, веселые. Там есть ансамбль «Еркемай», им руководит моя тетя Ахзиба Джумаева. Мне кажется, что каждый ребенок, который жил здесь или приезжал сюда на лето, ходил в этот ансамбль, танцевал, пел, участвовал в каких-нибудь театральных постановках. Я больше танцевал».

Фото: архив Ерика Изгалиева

Одно из самых популярных мест в ауле — кафе под названием «Россия». Туда съезжаются казахи со всей области, чтобы отметить там какое-нибудь событие. Еще одна достопримечательность — это единственный в своем роде в области музей-юрта «Мурагер». Его подарил аулу президент казахского центра «Акжол». В этой юрте собраны предметы интерьера, посуда, есть экспонаты из Уральска, Алматы, Нур-Султана и Туркестана. В 2000-х здесь построили мечеть.

Фото: Канат Давлетов

«Мои коллеги отмечают, что здешние казахи — очень гостеприимный народ и даже если у них много гостей, всегда впустят в дом, накормят и напоят», — рассказывает Ерик.

— А отличия между самарскими казахами и казахстанскими есть?

— Да, я их наглядно вижу. Например, на свадьбах и юбилеях здесь отрываются по полной, а в Атырау (Ерик родом из Атырау — прим. автора) все проходит  более спокойно, культурно. А еще российские казахи немного пунктуальнее. 

Фото: архив Ерика Изгалиева

Расскажем немного об истории аула. В материалах, которые нам предоставила его жительница Ахзиба Джумаева, указано, что казахские семьи отправлялись в разные регионы Самарского края в 30-е годы прошлого века, спасаясь от голода и репрессий. В основном они ехали из Западно-Казахстанской и Атырауской областей.

Аул Казахский образовался в 1935 году на месте цыганского колхоза на берегу реки Запрудка. Поскольку цыгане на одном месте сидеть не любят, а колхоз нужно было как-то сохранить, туда и поселили казахов. Но название свое он получил не сразу. Поначалу это место называлось Сталинско-Дром, потом третьим отделением колхоза
имени Шевченко и только в 80-х годах его официально назвали аул Казахский.

Фото: архив Ерика Изгалиева

Первая школа открылась здесь в послевоенные годы. Она располагалась в частном саманном доме. Старожилы говорят, что там не было парт и ученики сидели прямо на полу. Чуть позже в ауле был построен первый деревянный дом, где открыли школу с более комфортными условиями. Вот что пишут в материалах:

«Девочки тех лет учились всего по два-три года, потом бросали, считая, что учеба им ни к чему, куда важнее выйти замуж за достойного человека».

Первые годы сельчане ютились в низеньких сырых землянках с маленькими окошками. Сегодня о них все еще напоминают небольшие холмики. А уже в 60-е годы жители аула переселились в просторные деревянные дома, и в округе появился свой клуб, медпункт и магазин.

«В конце 80-х началось активное строительство коттеджных домов, их выдавали работникам колхоза, — рассказывает еще один наш герой Канат Давлетов. — Сейчас здесь в основном современные кирпичные дома со всеми коммуникациями». 

Стоп-кадр: Канат Давлетов

Раньше люди работали на фермах, складах, в кузнице и конюшне.

В настоящее время сельчане продолжают заниматься скотоводством. 

«Местные работают в городе или в ближайшем селе Богдановка. Продают молоко, мясо, некоторые держат магазины, некоторые подсобным хозяйством занимаются. Молодежь в основном вся в Самаре, поступает там в университеты, но на выходные приезжает,» — говорит Канат.

Сам он работает видеографом в городе. Его прадед был переселен в аул в 30-х годах. По воспоминаниям Каната, аул его детства — это полуразбитая дорога и постоянно гуляющий скот по улице. Сейчас, говорит наш герой, такого нет: и дорога хорошая, и скот на пастбище пасется, но те памятные моменты — самые теплые в его жизни.  

Фото: Канат Давлетов

В селе проживает около 300-400 человек. 90 процентов — это казахи, но есть несколько семей русских, это те, кто в свое время туда переехал, купив там участок или домик под дачу.

Фото: Канат Давлетов 

В ауле нет национальной школы, и казахский язык здесь не преподавался со дня основания села. Но работа по сохранению традиций народа ведется. Это и факультативные занятия в начальной школе, и работа со стороны сотрудников дома культуры. А еще свои знания передает старшее поколение.

«Старшее поколение говорит на казахском языке. Мы, поколение 90-х, полностью его понимаем, но говорим больше на русском, так как учимся в русских школах и университетах. А уже наши дети и вовсе не понимают его. Конечно, это большой минус. У меня есть цель подтянуть свой казахский, — говорит Канат. — На мой взгляд, отличие между тем, как говорят в Казахстане, и тем, как говорят здесь, есть. В Казахстане быстро говорят, а у наших слова произносятся более раздельно, что ли, размеренно».

Фото: архив Ерика Изгалиева

В ауле очень крепки национальные традиции. Свадьбы здесь отмечают, соблюдая все казахские обычаи: шашу, беташар, келин-шай, калын-мал. Когда в селе рождается малыш, жители проводят: суюнши, бесiкке салу, ит койлек, шiлдехана. Стариков одних оставлять тут не принято, младший сын остается жить со своими родителями. 

Фото: Канат Давлетов 

Еще аул знаменит на всю область тем, что ежегодно тут 14 марта отмечают Камал-айт (или Амал). 

«В этот день наши дастарханы ломятся от угощений. С утра все здороваются друг с другом за руку, желают всех благ и угощают гостей баурсаками, шелпеками, конфетами. И обязательно молодые люди навещают стариков. А ближе к обеду все сходятся в сельском доме культуры, чтобы пообщаться, посмотреть праздничный концерт и спортивные соревнования», — говорится в материалах, предоставленных Ахзибой Джумаевой. 

У местных казахов сохранился обычай поминать умерших по пятницам. Каждую пятницу они пекут баурсаки, шелпеки. Также в ауле проводят садака. Традиции соблюдают не только старики, но и молодежь. 

Фото: Канат Давлетов

Сама Самарская область, как нам рассказали, насчитывает 157 национальностей. Самарские казахи — это этническая группа. В регионе их около 15 тысяч. Чтобы получше узнавать друг друга, до пандемии они проводили совместные мероприятия «Землячества».

Фото: архив Ерика Изгалиева

Мы спросили у ребят, о чем они сегодня думают, к чему стремятся. 

«Я сейчас, помимо свадеб и юбилеев, работаю еще на казанскую компанию, она занимается интерактивными фотографиями, то есть это когда наводишь камеру на фотографию и она якобы оживает. Хотелось бы в будущем переехать в Казань либо Санкт-Петербург, — рассказывает Ерик. — В Москву ни в коем случае не хочу, потому что там ситуация сейчас сложная и город большой, я люблю периодически выезжать за город отдохнуть, а в Москве, если ты выезжаешь из города, то через два часа ты все еще будешь в Москве».

Фото: архив Ерика Изгалиева

«Я стремлюсь запечатлеть как можно больше ярких моментов в жизни людей, есть в планах снять ролик о родном ауле, — говорит Канат. — Хочется съездить в Казахстан. Постоянно смотрю обзоры казахстанских городов в ютубе. Я был в Уральске, Актобе, Шымкенте, Туркестане, очень понравилось. Но ощущение, что я в гостях, оно присутствовало, и домой, на родину, все-таки меня тянуло. Не зря ведь говорят: «Где родился, там и пригодился». 

Фото: архив Ерика Изгалиева

КАЗАХСТАН

Ревнивый муж зарезал жену в супермаркете Алматы – комментарий полиции

Published

on

By

В Алмате мужчина зарезал свою жену прямо на рабочем месте, передает tan.kz со ссылкой на Sputnik.kz.

Полицейские Алматы начали досудебное расследование в отношении алматинца, который совершил убийство супруги в одном из магазинов города. Женщина получила множественные ножевые ранения, в результате чего скончалась

Убийство было совершено накануне в одном из супермаркетов Наурызбайского района Алматы.

Посетители, обнаружившие окровавленную женщину, вызвали полицию. Как удалось выяснить, супруги с утра ругались по телефону. Мужчина пришел выяснять отношения, – сообщили в пресс-службе департамента полиции Алматы.

Детали произошедшего будут установлены стражами порядка в процессе следствия. Пока же известно лишь то, что женщине супруг нанес множественные ножевые ранения, в результате которых она скончалась.

Также при опросе знакомых и коллег убитой было установлено, что ссоры между супругами происходили достаточно часто. Дело в том, что последние несколько месяцев они находились в процессе развода.

Сам задержанный своей вины не отрицает, он дал признательные показания уже на первых допросах.

По завершению расследования дело будет передано в суд. По статье 99 Уголовного кодекса Республики Казахстан “Убийство” мужчине грозит наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Continue Reading

КАЗАХСТАН

Кто заплатит за списание долгов казахстанцев

Published

on

By

Эксперты считают, что с исполнением поручений президента могут возникнуть сложности.

Смогут ли банки списывать долги заёмщиков по кредитам, как это поручил сделать президент? На заседании Национального совета общественного доверия Касым-Жомарт Токаев сказал, что нужно принять меры по совершенствованию залоговой политики банков и регулированию оценочной деятельности. 

«Необходимо принять взвешенные меры для поддержки заёмщиков без ущерба финансовому сектору. Требуется обеспечить гибкость залоговой политики банков второго уровня и усилить регулирование оценочной деятельности. Заёмщику должно быть предоставлено право самостоятельной реализации залогового имущества в течение трёх месяцев до применения мер принудительного взыскания и дополнительно трёх месяцев в рамках исполнительного производства», – предложил президент.

При этом, по его мнению, нужно ограничить наложение взыскания на залоговое имущество, если размер просроченной задолженности составляет менее 15% от его оценочной стоимости, а период просрочки не превышает шести месяцев. В случае, если реализованное имущество заёмщика не покрывает сумму основного долга, оставшаяся задолженность должна списываться, но только при условии, что у должника нет иного имущества и его доход не превышает двукратного размера МЗП.

«Поручение президента своевременное, правильное. Однако оно не готово к исполнению в ближайшие месяц-два, пока банки не обсудят это с регулятором», – считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов. 

Эксперт отмечает, что сегодня есть много вопросов к оценочным компаниям, которые считаются независимыми, однако в реальности могут представлять интересы и лоббировать конкретных частных кредиторов или заёмщиков. 

«Как таковая оценка у нас не возведена в ранг солидного ремесла и искусства. Поэтому из-за часто меняющихся экономических вводных у нас много вопросов к оценке. Поэтому поручение президента правильное», – сказал он. 

«Проблема в том, что здесь нет деталей. И я так понимаю, что банкам теперь поручили вырабатывать детали, отрабатывать их с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Потому что за всё, что банк списывает, он должен будет налог платить, он должен будет создавать провизии. И любые такие списания ударят по балансам банков. И это уже, скорее, даже не банки будут готовы делать, а должны совместно с финнадзором обсуждать.

Поэтому, скорее всего, если эта мера внедрится именно в том виде, в каком её описал президент, банки будут более осторожны в выдаче кредитов, банки будут выдавать меньше, требовать больше документов и так далее.

То есть вопросов возникло много, вопросы возникли у всех. Нужна большая встреча, банковская и АРРФР, чтобы обсудить все эти условия и как это поручение выполнить. Потому что если банки выполнят, не задумываясь, как поручил президент, у них возникнут штрафы, налоги и у них возникнет много дополнительных провизий», – считает Рысмамбетов. 

Экономист Оразалы Сабден уверен, что такой шаг оправдан при условии, что будет решён вопрос о том, за чей счёт будет происходить списание задолженности. 

«В данном случае должно быть так: государство должно вмешиваться. Конечно, это плохо для банков. Руководитель банка думает о своей банковской системе. А государство имеет право, ведь государство сегодня финансирует банковскую систему, проекты какие-то реализует через банки, из Нацфонда деньги выделяет. И для банков это хорошо. Поэтому если будет государственная поддержка, если государство находит механизм погашения, банки могут идти на такой шаг», – объяснил он. 

Вместе с тем Сабден считает, что одного шага недостаточно. Предложенные меры являются точечными, тогда как уже пришло время для системных реформ. 

«Всегда у нас власть хвалила нашу банковскую систему, даже во времена кризиса. Но туда вмешались олигархи, власть имущие, и единая политика банковской системы в Казахстане разрушилась. Каждый что хотел, то и делал. Когда нет системы, когда закон не срабатывает, тогда и бардак. И отдельными решениями такой бардак невозможно решить. Поэтому нужна полная, коренная реформа всей банковской системы. Начиная от главного, Национального банка, до банков второго уровня. Нужно менять все законы, внести серьёзные изменения. Только тогда будет результат.

То, о чём сейчас говорит президент, – это правильно, но это частичные меры, это точечное, временное решение, оно не спасёт ситуацию. Надо смотреть глубже, полностью надо реформировать финансовую систему», – подчеркнул Оразалы Сабден. 

Напомним, в сентябре в Алматы произошла трагедия, когда банковский должник открыл стрельбу по людям, прибывшим исполнять решение суда о выселении. В результате инцидента было убито пять человек: двое полицейских и судоисполнитель, а также новый хозяин дома и свидетель-понятой.

Continue Reading

КАЗАХСТАН

Казахстанец организовал сеть по распространению наркотиков

Published

on

By

tan.kz — Казахстанец организовал сеть по распространению наркотиков в нескольких городах, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В пресс-службе Департамента полиции на транспорте рассказали, что организатор преступной группы начал свою работу в Петропавловске. После переезда в Павлодар он решил вывести наркоторговлю на более масштабный уровень.

«Создал интернет-магазин, стал собирать команду единомышленников, рассылая на интернет-просторах анонимные объявления о высокооплачиваемой работе. Разработал маркетинг, искал возможности расширить свое участие в сбыте наркотиков и в других городах — Экибастузе, Семее и Нур-Султане. Сформировал устойчивую преступную группу, занимавшуюся перевозкой и сбытом наркотиков.

Каждый выполнял свои задачи: перевозка крупных партий наркотиков, расфасовка и закладка «синтетики», администрирование интернет-магазина и реклама запрещенных веществ. Организатор взял на себя функции координации работы «персонала», выбора безопасных маршрутов для перевозки наркотиков и районов их закладки», — сообщили в ведомстве. 

Выяснилось, что за время работы магазина практически все члены ОПГ пристрастились к наркотикам.

«Деятельность ОПГ была пресечена в начале 2021 года, когда на вокзале Семея был задержан перевозчик наркотиков, у которого изъято 350 грамм «Альфа PVP». Он дал признательные показания и рассказал, что после закладки наркотиков в Семее он с этой же целью должен был ехать в Павлодар и Экибастуз», — добавили в полиции. 

Сообщается, что в ходе разработки преступных связей задержанного оперативники вышли на остальных членов наркогруппы. Преступники не заподозрили, что находятся под наблюдением, и не смогли уничтожить вещественные доказательства.

«Всего изъято около 600 граммов синтетических наркотиков, расфасованных по разовым дозам. Мобильные телефоны, ноутбуки, в которых обнаружена вся история создания организованной преступной группы, подбора персонала, содержалось досье на каждого сотрудника, а также анализ работоспособности каждого из них, электронные кошельки и денежные переводы, а главное, была остановлена автоматизированная продажа закладок посредством чат-ботов. Ликвидировано 47 закладок в Семее и Павлодаре», — заключили в полиции. 

Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Павлодарской области вынес приговор в отношении членов преступной группы.

«Члены ОПГ приговорены к длительным срокам лишения свободы. Лидер и организатор осужден на 18 лет лишения свободы по статьям 262, части 1 УК «Cоздание организованной преступной группы» и 297, части 4 УК «Незаконный сбыт наркотиков, совершенный в группе».

Два члена ОПГ приговорены судом к 16 годам лишения свободы. Один из преступников осужден на 9 лет лишения свободы. Здесь судом были учтены его раскаяние и оказание активного содействия при раскрытии и расследовании преступлений», — говорится в сообщении. 

Отмечается, что наказание они будут отбывать в учреждениях максимальной безопасности.

Continue Reading

TOP